Ослабленное внутренними распрями вестготское государство оказалось лёгкой добычей арабских завоевателей. В 713г. была провозглашена власть Дамасского халифа над Испанией. В течение 711 - 718 гг. арабы (мавры - как их называли испанцы) установили своё господство над большей частью полуострова, за исключением горной Астурии. С этого момента Кордова, Гранада и Севилья становятся центрами мавританской Испании. Арабы вторглись и во Францию, но в 732 г. в битве при Пуатье они были разбиты франками, и их дальнейшее продвижение в Европу было остановлено. В результате свержения Омейядов (или Умайядов) - династии Дамасских халифов - последний представитель этой династии Абдеррахман укрылся в Испании, объединил вокруг себя ряд мавританских вождей и после успешной борьбы провозгласил в 758г. независимый от Дамасского халифата Кордовский эмират. Против последнего в конце VIII в. и в начале IX в. выступил Карл Великий, пытавшийся завладеть Испанией, но в результате ряда походов ему удалось лишь образовать в северо-восточной части полуострова т.н. Испанскую марку.
По своему составу завоеватели были неоднородны. Наряду с арабами, пришедшими из Азии, было много североафриканских берберов, находившихся на низкой, варварской ступени развития. Берберов испанцы называли маврами, а т.к. в дальнейшем в Испании появлялись всё новые и новые группы мавров, то это название стали применять одинаково в отношении арабов и североафриканских племён. Арабы же, в отличие от берберов, были представителями городской культуры. Среди восточных культур арабская была одной из самых блестящих и оригинальных, в т.ч. и в области музыки. Эта культура не только составила неотъемлемую часть истории и духовной жизни самих арабских народов.
Она распространилась далеко за пределы ближнего востока, и лучшие её элементы освоены были на западе Европы - в Испании и других странах. Но в ещё большей степени сами арабы усвоили многие научные и художественные достижения Греции и Египта, Азербайджана и Таджикистана, Ирана и Индии. Правда, это взаимное обогащение происходило в весьма антагонистических формах. В VII - VIII веках арабская феодальная держава (халифат) под знаменем ислама завоевала не только всю Переднюю Азию и Северную Африку, но и поработила хорезмийцев, таджиков, туркменов, захватила Закавказье на крайнем юго-востоке Европы и Пиренейский полуостров - на юго-западе. Переднеазиатские и североафриканские страны были арабизированы, остальные продолжали сопротивляться арабскому владычеству. Но в этих противоречивых и жестоких формах развитие и распространение арабской культуры, а через арабов - культуры и искусства, покоренных халифатом неарабских стран - сыграло свою роль.
Ко времени вторжения Тарика-бен-Сеида в Испанию арабская музыка выработала свой оригинальный тип тематического развития, отчасти уравновешивающий статичность мелодики. Песне предшествует инструментальная интродукция. Это - "сгусток" напева, своего рода формула лада. Тематическое зерно постепенно обрастает повторами-вариантами: орнаментальное кружево заплетается всё гуще и причудливее, усложняются ритмические фигуры, а темп становится быстрее и быстрее. Всё вместе взятое создаёт великолепный эффект расцветания образа, разгорания эмоции. В крупных композициях жанра макама этот тип развития значительно усложнился.
Характерные тембры арабской музыки неразрывны были не только с особенностями фонетики певческого голоса, но и с природой инструментального звука. Не создав своего музыкального театра, арабы зато чрезвычайно развили самостоятельную инструментальную культуру. В игре на барабанах, бубне с богатой и островыразительной полиритмией; на духовых - флейтах, аргулях; в игре на струнных смычковых и щипковых инструментах они достигли тончайшего артистизма. Славилось исполнение на смычковом двухструнном ребабе и на щипковых - танбуре, цитре и лютне (аль-уд) семнадцатиступенного строя. Известны имена многих арабских певцов и инструменталистов начиная с VII столетия. В период династии Омейядов славились Ибн-Айша, Мабад, выдающаяся певица Джамиле. В период Аббасидов (VIII - IX века) - Ибрахим аль-Маусали, создавший не менее девятисот песен; виртуоз на струнных инструментах Зальзаль; музыкант Зириаб, певший на память тысячи песен и усовершенствовавший аль-уд. По свидетельству среднеазиатского учёного аль-Фараби (870-950гг.), лютня пользовалась большим почётом на мусульманском востоке.
Интересные сведения об арабских виртуозах-лютнистах при дворе аббасидских халифов (Ал-Мамуна и легендарого Харуна ар-Рашида) можно найти у арабского писателя X в. Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани: "…Тут Исхак (Абу Сафван) взял лютню, поменял местами двойную струну и струну бамм, струну зир поменял местами с тройной, поместив бамм и тройную вместо струн зир и двойной. Затем ударил по струнам и воскликнул: Пусть поёт любой, кто пожелает! И Мухарик запел под его игру. Исхак играл так, словно струны и не были переставлены: ритм не нарушался, никакой фальши не было слышно…". Или описанный им другой случай, где музыкант играет на заведомо расстроенной лютне - струны спущены, но исполнение происходит безукоризненно - просто арабский Паганини VIII или IX века.
Кордовский эмират, а с X в. халифат, становится крупнейшим культурным центром мавританской Испании, где существовал неизменный интерес к музыке, здесь стремились сравняться с Багдадом, откуда приглашались на постоянную работу музыканты. Так, в 822 году в Кордову приехал знаменитый Зириаб, ставший основоположником т.н. андалусского стиля арабской музыки. Со славой Кордовы соперничают Севилья и Гранада, и не только в области культуры. Политические амбиции не дают покоя правителям. В беспрерывных конфликтах между маленькими испанскими государствами, принадлежавшими к обеим религиям, политические и военные союзы далеко не всегда соответствовали требованиям веры. Даже Сид (от араб. cаид - "правитель") Родриго Диас, испанский национальный герой, во многом приобрёл славу на службе у мусульманских князей и в борьбе против христиан (впрочем, это характерно для Европы в целом, да и не только Европы).
Эта веротерпимость в политических альянсах способствовала проникновению арабской культуры, в т.ч. и музыкальной, в христианскую Испанию. Арабская музыка и поэзия пришлась ко двору многих испанских вельмож. Мавританский аль-уд принял испанское крещение, став лаудом (от ла-уд). Но это ещё не чисто щипковый инструмент, следуя своей фантазии или подчиняясь требованию момента, исполнители использовали при игре пальцы, плектр или смычок. Из Испании лютня распространяется по всей Европе. - В европейскую культуру, где католическая церковь утвердила монополию вокального искусства как "единственно угодного Богу", связанного со "словом-логосом", влилась через арабов инструментальная музыка с высокой исполнительской техникой и богатым содержанием.
Считается, что в Византийской империи не была развита инструментальная культура - христианская догматика в музыке открыла доступ только вокальному жанру. Тем не менее, в Византии, культурно связанной с арабами и персами, лютня стала известна очень рано. Её изображение встречается на мозаике пола Большого дворца в Константинополе (прим. вторая половина VI в.). По внешнему виду византийская лютня с грушевидным корпусом и сильно отогнутой головкой с колками не отличалась от восточной. На найденной в Зауралье, близ с. Березова, византийской серебряной чаше с чеканкой, гравировкой и позолотой есть изображение пирующей царицы в окружении слуг, музыкантов, акробатов и танцоров. В оркестр, помимо прочих, входит три лютниста, аккомпанирующие танцорам, и это далеко не единственное свидетельство существования лютни при Византийском дворе.
Но в ряду хордофонов не только ла-уд был знаком музыкантам Европы. Запад не был так уж зависим от Востока в области инструментальной музыкальной культуры. Как было отмечено ранее, по всей территории бывшей Римской империи имелась самобытная музыкальная культура. К сожалению, иконография щипковых инструментов в раннее средневековье плохо поддаётся идентификации. Э. Шанарссе, описывая этот период, особо отмечает рукопись астурийского монаха Беатуса Льебана (VIII век) "Commentaires de l'Apocalypse", содержащую собрание различных толкований Апокалипсиса. Значение рукописи было столь велико, что на свет появились многочисленные её копии, украшенные миниатюрами.
По традиции на них изображались музыканты. В большинстве случаев художники довольствуются повторением уже известных образов, однако некоторые мастера стремятся запечатлеть инструменты, на которых играют их современники. Благодаря этому удаётся обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.
Начиная с Х века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Мы можем выявить формирование и распространение определённого типа инструмента, лаконичного в своей конструкции, по общему виду и манере игры напоминающего египетский нефер. Его характерные особенности говорят о начальном этапе развития: струны (три или четыре) прикреплены к полукруглой подставке, помещённой у основания деки, и натянуты с помощью объёмистых колков, вставленных в колковую коробку. Все эти иконографические памятники свидетельствуют о том, что инструменты данного периода ещё совмещали в себе черты, которые в эпоху Ренессанса "распределятся" между различными видами щипковых - такими как виола, виуэла и гитара.
Немного о гитаре.