В 1759 году в Петербурге появились два частных журнала: "Трудолюбивая пчела" и "Праздное время, в пользу употребленное". "Трудолюбивая пчела" под руководством Александра Петровича Сумарокова был сразу заявлен как оппозиционный. Он был посвящен опальной Екатерине Второй, и постоянно критиковал правительство.
Несмотря на то что в «Трудолюбивой пчеле» печатался ряд современных авторов, журнал все же оставался изданием одного лица – именно Сумарокова и хранит ясный след его сильной и незаурядной личности. Не ставя перед собой далеко идущих художественных задач, как он делал это в поэзии и драматургии, Сумароков развивает жанр сатирического очерка и фельетона, обнаруживая оригинальность мысли и тонкую наблюдательность. Заметки его – отрывки горячего монолога писателя, озабоченного судьбами русской литературы, театра, России в целом.
Сумароков был убежденным монархистом, осуждал только злоупотребления властью, считал крепостное право явлением естественным и необходимым. Однако он яростно протестовал против рабства крестьян, отданных в бесконтрольное владение неразумным и злым помещикам. Журнал "Трудолюбивая пчела" просуществовал меньше года, и в конце 1759 года был закрыт.
В том же 1759 г., с января, стал выходить еженедельный журнал «Праздное время, в пользу употребленное». Его издателями была группа преподавателей и выпускников Сухопутного шляхетного (т.е. дворянского) кадетского корпуса в Петербурге, тираж составлял 600 экземпляров. Журнал выходил два года. Первый год в нем писали про любовь, бессмысленность земной жизни и т.п. В 1760 году туда пришел Сумароков, и сразу появились эпиграммы на взяточников-чиновников и несправедливое правительство. Но этот журнал не просуществовал и года.
Критические и сатирические статьи Сумарокова выводили власти из себя. К тому же Александр Петрович со свойственной ему желчной иронией морально уничтожал литераторов-соперников, таким образом догоняя двух зайцев - власть и соперников. Последний номер журнала «Праздное время, в пользу употребленное» вышел в конце декабря 1760 г. Редакция не объяснила причины прекращения журнала, но, очевидно, сумароковская сатира, придавшая ему критическую окраску, могла ухудшить отношение придворных кругов к кадетскому журналу и способствовать его окончанию.