Большинство проектов «говорящей архитектуры» были утопическими – они остались лишь на бумаге в виде планов, чертежей, разрезов ( их нередко называют «бумажной архитектурой». Среди тех, кто создавалд подобные проекты, особое положение занимали два мастера – Этьен Луи Булле и Клод Никола Леду.
Карьера Этьена Луи Булле (1728-1799) как практикующего архитектора была скорее неудачной: он исполнил только ряд интерьеров и построил несколько особняков в Париже. В 80-е гг. Булле целиком посвятил себя «бумажной архитектуре2 и сохздал более ста проектов. Свои здания он называл «архитектурными телами». Булле использовал самые простые, геометрически правильные формы – сферу, конус, куб. Все они должны были освещаться таинственным светом и отбрасывать сильные тени.
Излюбленным жанром архитектора были погребальные сооружения, самое знаменитое из которых – Кенотаф Ньютона (1784 г.).
В этом проекте зодчий обратился к форме Земли – сфере. В то же время она напоминает и о яблоке, упавшем на Ньютона (согласно приданию, ученый открыл закон всемирного тяготения в саду, под яблоней). Кенотаф Ньютона, конечно, не построили.
Проекты Булле были обсолютно непрактичными; в 18 в. Его бесконечные гигантские коллонады просто нельзя было возвести. Крохотные человеческие фигурки, изображенные на его рисунках, лишь подчеркивают играндиозность замыслов архитектора, предназначенных «для вечности».В отличие от Булле Клод Никола Леду (1736-1806) осуществил многие свои проекты на практике. К «говорящей архитектуре2 Леду обратился в 80-е гг.
В 1785 г. архитектор приступил к строительству так называемого Пояса застав Парижа – он задумал обнести весь город трехметровой стеной протяженностью двадцать три км. На въездах в Париж Леду хотел расположить таможенные заставы. Стена не была построена, и до наших дней сохранилось лишь четыре заставы. Все они имеют простые геометрические формы, некоторые украшены колоннами или фронтонами, очень необычными по своим пропорциям. Для Леду заставы были лишь предлогом, чтобы возвести монументальные триумфальные сооружения на въездах в париж. Но многие современники критически отнеслись к проекту архитектора. Одни сравнивали Пояс застав Парижа с тюремными стенами и кладбищенскими оградами, другие вообще считали, что храмовые формы не бодобают «прозаическим» сооружениям.
Однако больше всего Леду прославился своим проектом идеального города будущего Шо. Проект был опубликован в 1804 г. в его книге «Архитектура, рассмотренная с точки зрения искусства, нравов и законодательства». Город Шо в плане представлял собой эллипс, в центре которого был расположен Дом директора, по своим формам напоминавший храм с колонным портиком и фронтом. Леду проектировал в городе как частные дома (например, дома для рабочих), так и общественные здания (рынок, оружейный завод, биржу). Кроме того целый ряд довольно странных сооружений: мост через реку Лу (где роль опор играли галеры0, Дом директора источника реки Лу (цилиндр, сквозь который проходило русло реки). Дом лесоруба (пирамида, сложенная из бревен) и другие, в которых принцыпы «говорящей архитектуры» воплотились наиболее полно. Современники иронизировали, что, еслибы Леду надо было построить Дом пьяницы, он сделал бы его в форме бутылки.
Город Шо был задуман Леду как новая социальная модель общества. Так, в нем не было ни тюрьмы, ни больницы, потому что в будущем исчезнут преступления и болезни. Вместо тюрьмы архитектор хотел построить храм Мира и Дом образования, а вместо больницы – общественные бани. Леду спроектировал также храм Добродетели и церковь, но не обычную, а предназначенную для различных семейных обрядов (рождений, свадеб. Похорон). Эти обряды должны были создавать в городе веселое или грустное настроение, влияя тем самым на развитие общественной морали.
Своим проектом города будущего зодчий пытался доказать, что архитектура обязана воспитывать и просвещать людей. Леду не только обустраивал мир как архитектор, но создавал его идеальную модель как философ.
В поисках простоты. Примитивная хижина.
Стремление к простым, геометрически правильным формам-характерный признак французской неоклассицистической архитектуры- особенно усилилось в середине 18 в. Это было связано с появившейся в 1752 г. книгой « Эссе об архитектуре». Ее автором был аббат Марк Антуан Ложье (1711-1769), член ордена иезуитов, историк и теоретик искусства, не имевший, однако, специального художественного образования.
Основная идея ложье заключалась в том, что примитивная хижина древнего человека стала прототипом для всей последующей архитектуры. Отвергая богатство архитектурного убранства эпохи Возрождения и барокко, Ложье призывал молодых мастеров строить простые здания, используя лишь самые необходимые элементы.
На фронтипсисе (рисунке, помещаемом слева от титульного листа) книги Ложье изображена женская фигура с циркулем и угольником в руках, символизирующая собой Архитектуру. Она указывает на сложенную из стволов деревьев хижину. Поставленные вертикально стволывпоследствии будут колоннами, положенные на них горизонтально – перекрытием, а перекрывающиеся наверху ветви, которыми выстлана крыша, - фронтоном.
Влияние Ложье было огромным, и стремление к простоте стало господствующим. Особую популярность завоевали геометрические формы – куб, конус, сфера. Пирамида, цилиндр.
Идеи Ложье близки взглядам французского писателя и философа Жана Жака Руссо, идеализировавшего возвращение к природе. Многие аристократы того времени строили в своих усадьбах специальные «деревни» и «молочные фермы», где сами доили коров. Такую ферму соорудила и супруга Людовика 16 Мария Антуанетта в парке Малого Трианона в Версале.
Идея перестройки средневековой церкви Святой Женевы в Париже возникла еще в конце 17 в. Позднее король людовик 15 дал обет перестроить старую церковь, а в 1755 г. ее главным архитектором был назначен Жак Жермен Суфло (1713-1780).
В 1757 г. Суфло создал первый прект, согласно которому постройка напоминала античный храм, а портик походил на портик древнеримского Пантеона. Будущая церковь в плане представляла собой греческий (равноконечный) крест. Статуя Святой Женевы должна была венчать собой купол (впоследствии Суфло убрал всю скульптуру снаружи церкви). Здание предполагалось сделать огромным – сто десять метров в длину, восемьдесят четыре метра в ширину и восемьдесят три метра в высоту.
Торжественная церемония закладки первого камня состоялась в 1764.: в ней участвовал Людовик 15, и она проходила перед изображенным на холсте портиком будущего храма. Сам портик с двадцатью двумя колоннами был построен в 1775 г. После смерти Суфло его дело продолжили помощники. Под их руководством в 1785-1790 гг. Был закончен купол храма, однако строительство на этом не завершилось: мастера продолжали вносить изменения в архитектуру церкви вплоть до начала 20 в.
В годы Великой Французской революции церковь Святой Женевы назвали французским Пантеоном; здесь должен был покоиться прах великих людей Франции. В 1829 г. в Пантеон перенесли останки самого Суфло.
Церковь Святой женевы Жака Жермена Суфло стала самой крупной постройкой французского неоклассицизма.