Третья зона включает территорию современного Южного Китая и исторически тяготеет к соседнему Юго–Восточноазиатскому историко-этнографическому региону. Здесь в условиях субтропического и тропического климата начиная с эпохи неолита развивалось ручное подсечно-переложное земледелие, основанное на культивировании клубнеплодов и корнеплодов, а затем и зерновых культур (прежде всего риса). В силу исторических, а отчасти также и естественно-географических условий переход к хозяйственно-культурному типу пашенных земледельцев произошел здесь сравнительно поздно, по-видимому не раньше первых веков нашей эры.
Ландшафтно-климатические условия оказывали существенное влияние на формирование типов древнего жилища не только в отношении его конструктивных особенностей, но и в плане тех строительных материалов, которые применялись в этом регионе. Особенно наглядно это прослеживается в центральной зоне, где исторически сформировался китайский этнос. Специфика лессового плато, первоначально обильно поросшего лесом, при отсутствии удобных для разработки выходов скальных пород определила ставший затем традиционным набор основных строительных материалов, включавших, с одной стороны, глину, с другой – деревянные детали. В более южных районах дерево стало абсолютно преобладающим материалом, причем наряду с ним значительную роль играл также бамбук.
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что основные этнокультурные особенности китайцев имеют сходства в культурах многих других народов Восточной Азии. Это говорит о том, что исторические судьбы данного региона имеют много общего, а также объясняет, почему в традиционных жилых постройках разных народов Восточной Азии имеется много сходных специфических черт.
II
а) Ряд археологов (например А.А. Формозов) считают, что не стоит уделять внимания археологическим данным о неолитическом жилище для разработки проблем этнической истории. Но, по-моему мнению, будет правильней согласится с М.В. Крюковым, который говорит о том, что в какой-то степени данные о жилище могут быть использованы по этой теме.
О китайских жилищах неолитического населения некоторое представление дают раскопки в северо-восточной части Внутренней Монголии, в бассейне теки Шара-Мурэн. Здесь близ города Луньдун в 1962 году было обнаружено поселение, датируемое II тысячелетием до н.э. Характер каменных орудий микролитического облика, наличие костяных наконечников стрел, следы гаданий на костях животных позволяют полагать, что люди, оставившие эти памятники, занимались преимущественно охотой и, возможно, собирательством. На территории поселения раскопано 37 оснований жилищ.
Все жилища расположены на южном склоне холма и несколько углублены в землю таким образом, что задняя, северная вертикальная поверхность ямы служила упором для каркаса из нескольких столбов. Промежутки между столбами заполнялись глиной, смешанной с травой. В центре жилища располагалась неглубокая яма, выложенная плоскими камнями.
Археологи полагают, что в I тысячелетии до н.э., с переходом населения лесостепных и степных районов Монголии к кочевому хозяйству, происходила эволюция жилища от примитивных полуземлянок к более специализированным формам, приспособленным к частым сменам мест обитания.
С.И. Вайнштейн, изучавший историю жилища степных кочевников Евразии, предлагает именовать такое жилище “шалаш хуннского типа”. восстановить внешний облик его оказывается возможным благодаря анализу письменных свидетельств древнекитайских авторов, сопоставляя их с дошедшими нас изображениями, относящимися к рубежам нашей эры.
Шалаш хуннского типа представлял собой остов, сплетенный из ивовых прутьев и покрытый сверху войлоком. В древнекитайских источниках такой тип жилища именуется цюнлу. “Выдали меня замуж на край света, в далекую чужую страну, за усуньского царя, - писала, например, во II веке до н.э. древнекитайская принцесса, цюнлу служит мне домом, войлок – стенами”. На то, что такой шалаш имел полусферическую форму, указывает этимология слова цюнлу: этот термин записывался древнекитайскими иероглифами, имеющими значение “округлая поверхность”, “свод”.
В V-III тысячелетиях на территории бассейна Хуанхэ и сопредельных районов существовало несколько неолитических культур крашеной керамики, связанных между собой генетически или территориально: яншао – в среднем течении Хуанхэ, мацзяяо – в ее среднем течении, цюйцзялин – в бассейне реки Ханьшуй, цинляньган – в современных провинциях Цзянсу и Шаньдун.
Чтобы найти различие между жилищами этих культур, археологи предлагают следующую классификацию:
1. Размещение относительно поверхности земли:
А. Полуземлянка.
Б. Наземное жилище.
2. Форма жилища в плане:
А. Округлое.
Б. Прямоугольное или квадратное.
3. Планировка жилого пространства:
А. Однокамерное жилище.
Б. Многокамерное жилище.
4. Конструкция очага:
А. В яме.
Б. На поверхности пола.
5. Расположение очага:
А. У входа.
Б. У стены.
6. Наличие оперных столбов внутри жилища:
А. Есть.
Б. Нет.4
Некоторые признаки жилища трансформируются на протяжении неолитического времени, другие – остаются сравнительно стабильными.
В целом для неолитического жилища этого региона свойственны некоторые общие черты, в частности абсолютное преобладание жилищ прямоугольной формы и каркасно-столбовой конструкции. Вместе с тем территория верхнего и среднего течения Хуанхэ может быть разделена на три достаточно четко различимых ареала для каждого из них характерны жилища одного и того же типа.
Первый ареал – прежде всего бассейн Вэйхэ вплоть до Саньмэнься на востоке. Он связан с культурой яншао в двух ее основных вариантах баньпо и мяодигоу. Типичной для этой культуры является квадратная полуземлянка с одним или несколькими опорными столбами внутри нее, очажной ямой перед входом.
Близок к этому тип жилища, распространенный в верхнем Хуанхэ. Наиболее существенными конструктивными отличиями этого последнего типа является то, что очаг устраивался не в углублении пола, а на его поверхности, зачастую даже на небольшом возвышении.
Третий ареал охватывает большую часть западной Хэнани и связан с памятниками типа циньванчжай. По всем основным признакам жилище этого ареала существенно отличается от двух предыдущих типов: оно, как правило, многокамерное; внутри его отсутствуют опорные столбы; очаг устраивался обычно у одной из стен.
Таким образом, с точки зрения типологии жилища западная часть центральной зоны оказывается более тесно связанной с западной, нежели с циньванчжаем.
Однако жилище, зафиксированное в слое Мяодигоу II, относится к совершенно иному типу, нежели в циньванчжае. Это, по-видимому, указывает на то, что возникновение раннего луншаня в среднем течении Хуанхэ не было результатом лишь трансформации местного варианта культуры крашеной керамики. В процессе формирования луншаня принимал участие еще какой-то компонент, вероятнее всего, более северного происхождения. Этим объясняют тот факт, что раннее луншаньское жилище – полуземляночного типа, который к этому времени перестал существовать в долине Хуанхэ. Он был вытеснен наземными жилищами.
б) На протяжении нескольких тысячелетий типы жилища, распространенные на Среднекитайской равнине эволюционировали прежде всего в плане вертикального развития – от жилища углубленного в землю, к наземному, а затем – к строению, возводимому на стилобате.5 Как показывают археологические исследования, представители низших слоев общества жили в эпоху Инь по-прежнему в полуземлянках. Внешним же признаком социального статуса знати были жилища, сооружаемые на утрамбованной земляной платформе, т.е. стилобате.4
Значительно изменились за долгое время техника возведения жилищ и соответствующие материалы. Если в неолите стены обмазывались глиняным раствором, то в Инь получает распространение техника трамбовки земли, использовавшаяся для сооружения как стилобата, так и стен. Для этого в раму, сделанную из вертикально поставленных досок, засыпалась земля, которую, затем трамбовали специальными битами, после чего рама снималась:
“досками место для стен обнесли,
крепко меж досок набили земли [Шицзин]”
Крыши в то время по-прежнему сначала обмазывались глиной, а затем крылись тростником, соломой или другим сходным материалом.
Начало изготовления черепицы относится в Китае к X-IX векам до н.э. В частности, поблизости от столицы Чжоу было найдено большое скопление обломков черепицы раннечжоуского времени. Широкого применения она не получила.5
Несмотря на значительные изменения в строительной технике, древнекитайское жилище сохраняло некоторые существенные черты, сформировавшиеся еще в глубокой древности и просуществовавшиеся почти в неизменном виде вплоть до рассматриваемого времени.
О зданиях иньского времени можно судить по их сохранившимся основаниям. Известно, что под столбы каркаса иньцы подкладывали каменные базы. Данные “шицзина” и “цзочжуаня” прдчеркивают, что дом не может существовать без продолных балок и поддерживающих их столбов – колонн. При описании строительства храма прежде всего упоминается о столбах и балках:
Нынче по склонам на гору Цзин-шань поднялись: сосны и туи на ней устремились ввысь. Мы их срубили, сюда привезли, а потом, их окорив, обтесали стволы топором. Толстые балки длинны оказались такой, как надлежало. Со множеством мощных колонн храм завершили… (Шицзин)5
Жилое помещение представляло в эпоху бронзы прямоугольное основание, ориентированное по сторонам света таким образом, что длинная сторона его, где был расположен вход, была обращена к югу. Основу каркаса составляли расположенные по периметру столбы. На них находились балки – две поперечные и три продольные. Слеги, закреплявшиеся на продольных балках, составляли основу крыши. Наиболее типична была двускатная крыша. Широкое распространение получает кровельная черепица двух видов – плоская и полуцилиндрическая.