Смекни!
smekni.com

Тициан (стр. 3 из 6)

В Кадоре, на своей родине, Тициан написал картину, на которой изображены Богоматерь и епископ св. Тициан, а также сам художник, коленопреклоненный66. В тот год67, когда папа Павел III отправился в Болонью, а оттуда в Феррару, Тициан, присоединившись к его двору, написал его портрет, вещь прекраснейшую, а также повторил этот портрет для кардинала Санта Фиоре. Обе картины, за которые папа ему очень хорошо заплатил, находятся в Риме, причем одна из них—в гардеробе кардинала Фарнезе, а другая—у потомков кардинала Санта Фиоре; впоследствии с них было сделано много копий, которые разбросаны по всей Италии68. Кроме того, приблизительно в то же время он написал портрет с Франческо-Мария герцога Урбинского 69, оказавшийся изумительнейшей вещью, за которую Пьетро Аретино его и прославил в сонете, начинавшемся словами:

Рукой искусства древле Апеллес Воссоздал стать и облик Александра...70.

В гардеробной этого же герцога находятся написанные рукой Тициана две весьма изящные женские головы71, а также юная лежащая Венера, с цветами и в окружении тонких тканей, написанных с большим искусством и законченностью 72; помимо этого полуфигура Марии Магдалины с распущенными волосами—исключительная вещь73. Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидубальдо II, папы Сикста IV, папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана, императора турецкого; все это—прекраснейшие портреты, исполненные, повторяю, рукой Тициана74. В том же гардеробе помимо многих других вещей имеется портрет Ганнибала карфагенского, вырезанный на старинном корналине, а также прекраснейшая мраморная голова работы Донато75.

В 1541 году Тициан написал для братии монастыря Санто Спирито в Венеции образ для главного алтаря с изображением «Сошествия Св. Духа на апостолов», причем Бог является в виде пламени, а Св. Дух в виде голубя; так как картина эта спустя небольшое время попортилась, Тициану пришлось после долгих препирательств с братией ее переписывать. Это та самая, которая находится в настоящее время на алтаре76. В Брешии он написал в церкви Сан Назаро алтарный образ, состоящий из пяти отделений: в середине—воскресение Иисуса Христа, окруженного несколькими воинами, а по бокам—св. Назарий, Бастиан, архангел Гавриил и Богоматерь, принимающая благовестие 77. В веронском соборе он написал на дереве успение Богоматери с апостолами, стоящими на земле,— произведение, считающееся лучшей из новейших картин в этом городе78. В 1541 году он сделал портрет дона Диего ди Мендоса, который был в то время послом Карла V в Венеции, причем изобразил его во весь рост79; начиная с этой прекраснейшей фигуры, он сделал еще несколько портретов во весь рост, что впоследствии стало входить в обычай. Этим способом им написан портрет триентского кардинала в молодости80, а также портрет Аретино для Франческо Марколини; однако этот портрет был далеко не столь же прекрасен, как другой тоже его работы, который сам Аретино послал от себя в подарок герцогу Козимо Медичи81 вместе с портретом Джованни Медичи, отца герцога, причем лицо было написано с маски, снятой в Мантуе, когда тот скончался в присутствии Аретино82. Оба портрета находятся "в гардеробной герцога среди многих других отменнейших картин. Когда в том же году Вазари находился в Венеции, работая в течение тринадцати месяцев, как я уже говорил, над потолком для Джованни Корнаро и некоторыми другими вещами для общины делло Кампо, то Сансовино, который руководил постройкой церкви Сан Спирито, поручил ему эскизы к трем большим картинам, предназначенным для потолка, с тем, чтобы он их и закончил в масле; однако, так как Вазари скоро уехал, все три вещи были заказаны Тициану, который их блестяще исполнил, поскольку ему удалось с большим искусством достигнуть сокращения фигур снизу вверх. На одной из них— Авраам, приносящий в жертву Исаака, на другой—Давид, отрубающий голову Голиафу, на третьей—Авель, убиваемый Каином, своим братом83.

К тому же времени относится портрет, написанный Тицианом с самого себя на память своим детям84. Когда настал 1546 r0^) Тициан, вызванный кардиналом Фарнезе, отправился в Рим; там он встретился с Вазари, который вернулся из Неаполя и расписывал залу во дворце канцелярии кардинала. Последний поручил Тициана упомянутому Вазари, который в качестве любезного спутника водил его по всем достопримечательностям Рима. После того как Тициан отдохнул таким образом несколько дней, ему были отведены комнаты в Бельведере, с тем, чтобы он принялся за новый портрет папы Павла III во весь рост рядом с кардиналом Фарнезе и герцогом Оттавиано; он прекрасно выполнил заказ, к великому удивлению этих вельмож85. По их же уговору он написал в качестве подарка для папы полуфигуру Христа в образе «Се человек». Вещь эта, потому ли, что она проиграла от соседства произведений Микеланджело, Рафаэля, Полидоро и других, или по какой-либо иной причине, но она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько совершенной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты86. Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя87, и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Когда же они от него ушли, то, беседуя об его искусстве, Буонарроти его очень хвалил, говоря, что ему весьма нравятся его манера и колорит, однако жалел, что в Венеции с самого же начала не учат хорошо рисовать и что тамошние художники не имеют хороших приемов работы. Ибо, говорил он, если бы искусство и рисунок так же помогали этому человеку, как ему помогает природа, в особенности и больше всего в подражании живому, то лучшего и большего нельзя было бы себе представить, имея в виду его прекраснейшее дарование и его изящнейшую и живую манеру. С этим действительно нельзя не согласиться, ибо тот, кто много не рисовал и не изучал избранные античные и современные образцы, не сможет успешно работать сам по себе и исправлять i что он изображает с натуры, придавая этому ту прелесть и то совершенсп которые даруются искусством помимо порядка вещей в природе, создающ обычно некоторые части некрасивыми.

Когда, наконец, Тициан покинул Рим, получив множество подарков от этих вельмож, в особенности же церковную бенефицию с хорошим доходом для сына своего Помпонио, он отправился в обратный путь, в Венецию, после того к другой его сын, Орацио, написал прекрасный портрет с мессера Баттис Чечилиано, отличнейшего скрипача, и несколько других портретов для герцо Гвидубальдо Урбинского. Оказавшись во Флоренции и увидав достопримечательности этого города, он был поражен ими не менее, чем тем, что видел в Рме. Помимо этого он посетил герцога Козимо, находившегося в Поджо а Кайав предлагая ему написать с него портрет; однако его светлость не очень это желал, может быть, чтобы не обидеть стольких заслуженных художников в своем городе и в своих владениях. Вернувшись, наконец, в Венецию, Тициан закончил для маркиза дель Васто так называемое «Обращение» этого полководца к своим солдатам88. Затем он написал портреты Карла V89, короля католического и многие другие. Окончив эти работы, он исполнил для церкви Санта Mapии Нуова в Венеции, на маленькой доске «Благовещение»90, а затем, пользуя помощью своих учеников,— «Тайную вечерю»92 в трапезной церкви Сан Джова ни Паоло; далее, в церкви Сан Сальвадоре—алтарный образ с Преображена на горе Фавор93, а для другого алтаря этой же церкви — «Благовещение»94. Эти последние вещи, хотя в них и много хорошего, не особенно ценимы им самим и необладают тем совершенством, которым отличаются другие его картины. Так как произведений Тициана—бесчисленное множество, в особенности портретов, почти немыслимо все упомянуть. Поэтому я буду называть лишь наиболее выдающиеся, не придерживаясь, однако, порядка их возникновения, ибо не так уж важно знать, что было раньше и что позже. Как уже было сказано, он несколько раз писал Карла V; наконец, он был для этой цели вызван ко двору, где и изобразил его таким, каким он был в эти почти все последние годы его жизни. Искусство Тициана настолько пришлось по душе этому непобедимейшему императору, что он после первого же портрета не пожелал больше быть изображе ным каким-либо другим художником; и каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Он был произведен в рыцари его величестве с пенсией в двести золотых, выплачиваемых ему неаполитанским казначейство Когда же он подобным образом написал портрет Филиппа, короля испанског сына Карла95, то и от него получил он двести золотых пожизненной пеней Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства с Немецкого подворья,—он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно. Портреты Карла и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Он написал также портрет Фердинанда, короля римского, впосле, ствии императора, и его обоих сыновей Максимилиана, ныне императора, и его брата96. Написал он и королеву Марию, а равно и императора Карла герцога Саксонского, когда тот был в заточении97. Однако что за потеря времени все это перечислять. Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы которые не были бы изображены Тицианом, живописцем по этой части действительно отличнейшим. Таковы портреты короля французского Франциска I, о котором я уже говорил, Франческо Сфорца, герцога Миланского, маркиза Пескара, Антонио да Лева, Массимилиано Стампа, Джованбаттиста Кастальдо и бесконечного количества других знатных лиц98. Наряду с этим он исполнил множество других произведений, помимо уже упомянутых. В Венеции по приказанию Карла V он написал большой алтарный образ Троицы: Бог-отец на троне, Богоматерь с младенцем, а над ними голубь; весь фон в огне божественной любви а пылающие херувимы венчают Бога-отца; с одной стороны—Карл V, с другой—императрица, и тот и другая, облаченные в саваны, сложив руки и молясь в окружении многих святых; все это, согласно заказу цезаря, который, находясь до того времени на вершине своей победной славы, начал обнаруживать стремление удалиться, как он это впоследствии и сделал, от мирской суеты, с тем чтобы умереть истинным христианином, богобоязненным и пекущимся о собственном спасении. Император говорил Тициану, что он хотел поместить эту картину в том монастыре, где он впоследствии окончит свой жизненный путь, и так как эта вещь исключительна по своей ценности, то и ожидается, что скоро с нее должна быть выпущена гравюра99. Далее, для королевы Марии он написал Прометея, прикованного к горе Кавказ и терзаемого Зевсовым орлом; Сизифа в аду, катящего скалу, и Тития, пожираемого коршуном; все эти вещи, кроме Прометея, получила ее величество вместе с Танталом тех же размеров, то есть в натуральную величину, исполненным маслом на холсте'°°. Кроме того, он написал удивительнейших Венеру с Адонисом: она лишилась чувств, а юноша изображен в то мгновение, когда хочет от нее оторваться; вокруг него — несколько собак, написанных с большой правдивостью101. На доске того же размера он изобразил Андромеду, прикованную к скале, и Персея, который ее освобождает от морского чудовища 102; трудно представить себе более восхитительную вещь; такова, впрочем, и Диана, которая, стоя в ручье со своими нимфами, обращает Актеона в оленя '°3. Кроме того, он написал еще Европу, переплывающую море на быке '°4. Картины эти находятся у короля католического и очень высоко ценятся за ту живость, которую Тициан придал фигурам при помощи колорита, сделав их как бы живыми и совсем естественными. Правда, техника, которой он придерживается в этих последних вещах, значительно отличается от его юношеской техники, ибо его ранние вещи исполнены с особой тонкостью и невероятным старанием и могут быть рассматриваемы вблизи, равно как и издали; последние же написаны мазками, набросаны широкой манерой и пятнами, так что вблизи смотреть на них нельзя и лишь издали они кажутся законченными. Манера эта явилась причиной тому, что многие, желая ей подражать и показать свое умение, писали нескладные вещи; а произошло это от того, что хотя многим и кажется, что картины Тициана исполнены без всякого труда, на самом же деле это не так, и они ошибаются, ибо можно разглядеть, что вещи его не раз переписаны и что труд его не мненен. Этот способ работы разумен, красив и поразителен, так как карти благодаря тому, что скрыты следы труда, кажется живой и исполненной с большим искусством.