Наконец Тициан написал еще следующие вещи: картину вышиной в три локт и шириной в четыре с изображением младенца Христа на коленях у Богоматери, принимающего поклонение волхвов, с большим количеством других фигур, размером в локоть каждая; с этой прекрасной вещи он сам сделал копию, которую подарил кардиналу феррарскому-старшему105; другая прекраснейшая картина дереве, на которой изображено поругание Христа иудеями, была помещен в одной из капелл Санта Мария делле Грацие в Милане106. Для королевы португальской он сделал на холсте «Бичевание Христа», привязанного иудеями к столбу, с фигурами немного меньше натуральной величины 107; для церкви ( Доменико в Анконе в качестве алтарного образа—распятие с превосходнейпп фигурами Богоматери, св. Иоанна и св. Доминика у подножия, причем эта Bi исполнена в той последней мазковой его манере, о которой я только что говорил108; его же кисти в церкви крестоносцев в Венеции алтарный образ капеллы св. Лаврентия с изображением мученичества этого святого среди большого здания, наполненного людьми, причем посередине, в сильном ракурсе фигура святого, лежащего на жаровне, под которой разведен большой огонь, кругом несколько людей, его раздувающих, а так как сцена происходит ночью двое слуг держат в руках факелы, освещающие те места, куда не проник отсветы пламени костра, густого и очень яркого, разведенного под жаровенй помимо этого он еще ввел сияние, которое, прорываясь из неба сквозь тучи побеждает свет костра и факелов, изливаясь на святого и другие главные фигуры и, наконец, кроме означенных трех источников света, фигуры, стоящие на зад плане около окон здания, освещены находящимися поблизости светильник и свечами; в общем все исполнено с большим искусством, находчивостью и вкусом109. В церкви Сан Себастьяно им же для алтаря св. Николая исполнена маленькая картина на дереве с изображением св. Николая, который, словно живой, сидит на каменном троне, а ангел держит его митру; эта вещь была ему заказана Никколо Крассо110, адвокатом.
Затем для короля католического он написал поколенную фигуру св. Ма Магдалины с распущенными волосами, так что волосы рассыпаны у нее плечам, вокруг шеи и на груди, а она подняла голову и устремила взоры на небо; воспаленные веки обнаруживают ее страдания, а слезы—сокрушение о грехах поэтому эта картина бесконечно трогает всякого, кто ее созерцает, и более т хотя она и прекрасна, она возбуждает не сладострастие, а сострадание. Картина эта, после того как была окончена, так понравилась некоему Сильвио...венецианскому дворянину, что он взамен ее дал Тициану сто золотых, свительствуя этим о своем величайшем восхищении этой вещью; поэтому Тициану пришлось написать другую, не менее прекрасную, чтобы послать ее королю католическому 111.
Имеются также портреты с натуры, написанные Тицианом с одного венецианского гражданина, его большого друга по имени Синистри112, и с другого, некоего Паоло да Понте 113; кроме того, он изобразил еще дочку последнего, очень красивую девушку Джулию да Понте, которая была его кумой 114; также синьору Ирену, прекраснейшую девушку, занимавшуюся литературой и музыкой и умевшую рисовать; она умерла лет семь тому назад и была прославлена пером почти что всех писателей Италии 115. Далее, он написал портрет доброй памяти Фран-ческо Филетто, оратора; на этой же картине изображен перед ним его сын, который кажется живым 116; портрет этот находится в доме Маттео Джустиниани, любителя этих искусств, заказавшего свой портрет живописцу Якопо Бассано117, и вещь эта очень хороша. Много других произведений того же Бассано рассеяны по всей Венеции и ценятся высоко, особенно маленькие его вещи с изображением всяких зверей. Из портретов Тициана следует еще упомянуть кардинала Бембо, которого он написал второй раз после его назначения кардиналом118; Фракасто-ро 119; кардинала Аккольти из Равенны, находящийся в гардеробной герцога Козимо120. Ay нашего скульптора Данезе, в его доме в Венеции, есть портрет его кисти, изображающий дворянина из дома Дельфини 121. Далее, можно видеть его же работы портреты Никколо Дзоно 122, шестнадцатилетней Россы, жены султана 123, и Камерии, ее дочери, в прекраснейших одеждах и украшениях124. В доме Франческо Сонико, адвоката и кума Тициана, находится его портрет, написанный Тицианом 125, а также большая картина с изображением Мадонны, которая по пути в Египет, видимо, сошла с осла и села на придорожный камень в окружении св. Иосифа и св. Иоанна, предлагающего младенцу Христу цветы, сорванные рукою ангела с дерева, которое стоит в роще, полной всяких зверей; вдали пасется осел. Эта очаровательная картина помещена Франческо Сонико в свой дворец, который он выстроил себе в Падуе, около церкви Санта Джусти-на 126. В доме одного дворянина из семьи Пизано около Сан Марко находится написанный Тицианом портрет знатной дамы—вещь поразительная127. Написав для флорентийца Джованни делла Каза, человека славного в наше время своей знатностью и своими знаниями, превосходнейший портрет той дамы, которую любил заказчик во время пребывания в Венеции, Тициан заслужил от него прекраснейший сонет, начинающийся словами:
Так: вижу, Тициан, в обличье новом Я идол свой, поднявший дивный взор...
и так далее 128.
Наконец, этот отличнейший художник послал королю католическому «Тайную вечерю», написанную на холсте длиною в семь локтей,—произведение исключительной красоты 129. Помимо всех упомянутых вещей и многих других, меньшего значения, созданных этим человеком, которые я для краткости опускаю, у него в доме находятся нижеследующие произведения, только начатые и набросанные: мучение св. Себастьяна, подобное уже упомянутому, которое он намеревается послать королю католическому130; большой холст для Джованни Данна с распятием, разбойниками и воинами у подножия креста131; картина, начатая для дожа 1римани, отца патриарха аквилейского 132; для залы большого дворца в Брешии три больших начатых холста, которые должны быть включены в орнамент потолка 13Э, как уже было упомянуто в связи с Кристофано 134 и его братом, брешианскими живописцами. Точно так же несколько лет тому назад он начал для феррарского герцога Альфонсо I обнаженную юную женщину, которая склоняется к Минерве, рядом с другой фигурой, а вдали—море и Нептун на своей колеснице; однако за смертью этого властителя, для которого он писал эту вещь согласно его заказу, картина осталась неоконченной на руках у Тициана135. Далее, он значительно продвинул, но не закончил картину, на которой Христос является Марии Магдалине в саду в образе садовника136; фигуры написаны в натуральную величину точно так же, как на другой картине такого же размера, где изображено положение во гроб в присутствии Богоматери и других Марий 137: и еще картина с изображением Мадонны — одна из лучших вещей, находящихся в его доме 138, а также, как уже сказано, прекрасный и очень похожий автопортрет, законченный года четыре тому назад139, и, наконец, полуфигура читающего св. Павла, которая действительно кажется исполненной Святого Духа140.