Все это, говорю я, и многое другое, о чем я умалчиваю, дабы не утомлять читателя, было создано Тицианом до того, как он достиг возраста приблизительно семидесяти пяти лет. Более чем кто-либо из равных ему Тициан пользовалось исключительным здоровьем и удачами, он от неба ничего не получал, кроме счастья и благополучия. Не было такого правителя, ученого или знатного лица который, побывав или поживши в Венеции, не посетил бы его дома, ибо он помимо своего исключительного художественного дарования, был oбaятeльным человеком, вежливым и изысканным в обращении и манерах. Он имел в Венецш целый ряд соперников, однако не очень значительных, так что он легко побеждал их силой своего искусства и своим умением приобретать и сохранять расположе ние знатных особ. Зарабатывал он много, так как ему очень хорошо платили за его вещи, однако было бы лучше, если бы он в эти последние годы работал не иначе как для собственного развлечения, чтобы не лишиться благодаря худшим вещам той репутации, которую он приобрел себе в лучшие годы, когда талант ел еще не был на склоне и еще не тяготел к несовершенному. Когда Вазари, автора настоящей истории, был в Венеции в 1566 году, он посетил Тициана, как своег лучшего друга, и нашел его, несмотря на его большую старость, за работой с кистями в руках; он получил большое удовольствие от его произведений и о беседы с ним. Тициан познакомил его со своим другом Джан Мария Вердецотти венецианским дворянином, благородным юношей, очень вдумчивым рисовальщи ком и живописцем, как он это и обнаружил в целом ряде прекраснейши пейзажей, им исполненных. Вердецотти получил от Тициана, которого он люби и почитает как отца, две фигуры в нишах—Аполлона и Диану, написанны маслом 141.
Итак, Тициан, украсивший своими прекрасными картинами Венеции мало того—всю Италию и другие страны, заслуживает любовь и внимание художников, и, действительно, ему во многом подражают и им восхищаются как мастером, создавшим и все еще создающим произведения, которые достойны бесконечной похвалы и которые столь же бессмертны, как и память о великих людях. Однако, хотя многие и учились у Тициана, число тех которые по праву могли бы называться его учениками, очень невелико, ибо он не столько сам учил, сколько каждый в большей или меньшей степени учился у него в зависимости от того, что умел почерпнуть ич его произведений142.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В действительности Тициан родился в 1477 г. от Грегорио Вечелли и Луччи, венецианской гражданки.
2 Антонио Вечелли.
3 Джованни Беллини (1430—1516), крупнейший венецианский живописец, завершитель стиля XV века, во многом уже выразитель новых классических тенденций. Пребывание Тициана в его мастерской документально ничем не доказывается, хотя и очень вероятно. Другой источник (Дольче) называет в качестве первого учителя Тициана мозаичиста Себастьяно Дзуккато, от которого он якобы перешел к Джентиле Беллини, а от него уже к Джованни.
4 О Джорджоне см. его биографию и примечания к ней. Ранние вещи Тициана настолько близки Джорджоне, что многие произведения до сих пор поочередно приписываются то одному из них, то другому.
5 Якопо Пальма Старший (1480—1558), венецианский живописец того же круга.
6 Джованни Антонио Сакки да Порденоне (1483—1539) исследователь Джорджоне и раннего стиля Тициана.
7 Согласно хронологии Вазари, в 1498 г., что неправдоподобно, если, как утверждает Вазари, Джорджоне выдвинулся лишь в 1507 г.
8 Не сохранился.
9 Работа Джорджоне и Тициана над этим фасадом была закончена в 1508 г. От фресок не сохранилось ничего. Уже в XVII веке они были почти не видны. Судить можно о них только по описанию и по грубым гравюрам XVIII века. Характерно отрицательное суждение Вазари в его биографии Джорджоне.
10 По всей вероятности, Вазари имеет в виду большое полотно, хранящееся ныне в Эрмитаже.
11 Не сохранилось.
12 Вазари, по-видимому, говорит о большой картине, изображающей Христа перед Пилатом в образе Аретино, действительно происходящей из семьи Данна, но подписанной 1543 г- О^ находится в Вене.
13 Не сохранилась.
14 Датировка Вазари ошибочна: вещь эта, и поныне находящаяся в церкви св. Марцилиана (или Марциала) в Венеции, несомненно, по стилю своему относится к концу зо-х гг.
15 Если, как гласит другой источник (Ридольфи), гравюра эта воспроизводит фрески Тициана в его падуанском доме, то она относится в к 1508, а к 1511 г., когда Тициан был в Падуе.
16 О Себастьяно дель Пьомбо см. XV, а и XX, 8о.
17 Рафаэль.
18 Микеланджело.
19 Фреска не сохранилась. Тициан был сна чала в Падуе и потом в Виченце.
20 Не сохранилось.
21 Три фрески: 1) Чудо говорящего младенце 2) Ревнивый муж убивает жену, 3) Исцелени юноши (остальные сцены не Тициана), написав ные Тицианом, сохранились до сих пор, а такж фрески в Scuola delle Carmine в том же город с изображением Иоакима и Анны, не упоминаемые Вазари. Вещи эти относятся к 1511 г.
22 Вещь эта ныне находится в церкви S.Maria della Salute. Если верить Вазари, картина относится к 1512 г.; некоторые датируют ее раньше.
23 Сгорело в 1577 г Согласно другому источнику (Ридольфи), Тициан закончил картину Джорджоне, а не Беллини.
24 Sensale означает посредник, подрядчик. Должность, так сказать, «придворного живописца» была пожизненной, но могла быть отчуждаемой в случае неисполнения обязанностей. Цифры, указываемые Вазари, ошибочны и преувеличены. Содержа живописца, дож в свою очередь был обязан оставить республике: 1) свой портрет 2) картину, на которой он изображен на коленях перед Мадонной, 3) свой герб. Тициан получил эту должность в 1516 г. после смерти Беллини,который занимал ее до него.
25 Доссо Досси (1479—1542)—феррарский живописец, близкий к Джорджоне и молодому Тициану. Упомянутые здесь вещи не сохранились.
26 Картина эта, написанная Дюрером в Венеции в 1506 г. и изображающая венчание Богоматери (Das Rosenkranzfest), попала в конце XVI в., Прагу, где и находится в наше время. Церковь Сан Бартоломео в Венеции была местом погребения немецкой колонии этого города.
27 Ныне в замке Ainwick (Алник) в Шотландии.
28 Написна в 1519 г. Находится в музее Прадо в Мадриде.
29 Написана в 1518 г. Упоминаемая Вазари фигура амура на предыдущей картине.
30 Знаменитейшая и всюду воспроизводимая вещь находится в Дрездене и относится к 1514— 1515 гг. Девизом на монетах Феррарского герцогства значилось: «Богу—богово, кесарю—кесарево».
31 Портрет этот, подаренный Карлу V, не сохранился, повторение (или копия?), относящееся к 1537 (через три года после смерти герцога), находится во Флоренции в галерее Питти.
32 Ни одного достоверного портрета Лауры Дианти не сохранилось. Некоторые предполагают, что таковой является женщина с мужчиной и зеркалом в Лувре. Женщина с негритенком в берлинском частном собрании является, может быть, копией с такого портрета.
33 О Людовико Ариосто см. XIII, 52. Известно, что Тициан писал с него портрет, до нас недошедший, но послуживший оригиналом для гравюры на дереве, приложенной к феррарскому изданию Orlando Furioso 1534 г- (воспроизведен в книге Hauvette, L'Arioste. 1927)- Неправильно за изображение Ариосто выдается портрет мужчины в лондонской Национальной галерее.
34 ...Е Tiyam chc onora
Nun men Coder, che quei Vwey.a e Urbino...
35 Находится ныне в Лондоне в галерее Бри-джуотер и носит название «Три возраста». Вазари действительно не упоминает старика на заднем плане и младенцев на переднем плане справа.
36 Эта знаменитая картина находится на месте, в церкви «фрари» (Santa Maria dei Frari). Она написана в 1518 г. на дереве; Вазари таким образом ошибается, говоря, что она исполнена на холсте.
37 На том же месте, в церкви S. Maria dei Frari, написана в 1526 г.
38 Написана в 1523 г. Ныне в Риме в ватиканской Пинакотеке. Верхний полукруглый край был обрезан, чтобы по формату картина соответствовала «Преображению» Рафаэля.
39 На том же месте. Эта сильно попорченная вещь приписывается самим Вазари Джорджоне в биографии Джорджоне и в первом издании биографии Тициана. Большинство современных критиков склоняются к имени Джорджоне. Сохранился рисунок Ван Дейка, воспроизводящий центральные фигуры, с надписью: Джорджам. Ср. биографию Джорджоне.
40 Этот первый портрет, написанный Тицианом со знаменитого гуманиста и мецената кардинала Пьетро Бембо, до нас не дошел (см. примеч. и 8). Упомянутое Вазари приглашение последовало в 15131'- Тициана отговорили венецианские гуманисты, которые не хотели упустить такого художника.
41 Ныне в Академии. Относится к концу 40-х гг.
42 Антонио Гримани был дожем в 1521 — 1523 гг. Видимо, Тициан несколько раз писал его портрет. До нас дошло з экземпляра, которые все сильно попорчены, так что трудно определить степень их подлинности, а также который из них был официальным портретом, написанным для Большого зала. Портреты эти находились в частных собраниях в Падуе (Джустиниани), в Вене (Роэенберг) и в Венеции (Морозини-Геттерсберг).
43 Леонардо Лоредано был дожем с 1499 п0 1521 г. Портрет до нас не дошел, и не сохранилось о нем никаких документальных данных.
44 Из двух сохранившихся экземпляров в Падуе (собр. Джустиниани) и в Париже (Лувр) второй—лучший и наиболее известный. Тициан писал короля в 1538—1539 гг-
45 Об Андреа Гритти см. XX, 49- Картина, о которой говорит Вазари, погибла в пожаре 1577 г- Портрет Гритти сохранился, однако в нескольких экземплярах, приписываемых с разной степенью вероятности Тициану. Два из них в частных собраниях в Венеции и Падуе, третий в собрании Чернин в Вене и четвертый в Эрмитаже.
46 Пьетро Ландог был дожем с 1539 г. Франческо Донато— с 1546 г' Марк Антонио Тревизани—с 1553 г. Франческо Веньер—с 1554 г. Все эти портреты погибли в пожаре 1577 г. Повторение портрета Тревизано имеется в частном собрании в Вене.