Смекни!
smekni.com

Тициан (стр. 6 из 6)

47 Не Паули, а Приули. Дожи Лоренцо Приули (с 1526) и Джироламо Приули (с 1559) заказывали свои портреты Тинторетто.

48 Пьетро Аретино (1492—1557) - знаменитый сатирик, публицист и критик.

49 Якопо Татти-Сансовино (1486—1570)— архитектор и скульптор, самый яркий представитель Высокого Возрождения в венецианской архитектуре. Тициан, Аретино и Сансовино были связаны дружбой и составляли тесный «кружок» (Cenacolo), имевший большое влияние в делах искусства.

50 Написано в 1528—1530 гг. на конкурс, устроенный между Порденоне, Пальмой и Тицианом, из которого последний вышел победителем. Оригинал сгорел в 1867 г. На месте, в церкви Сан Джованни Паоло, находится старая копия.

51 Заказ был исполнен в 1537 г. Картина сгорела в 1577 г. Сохранились: 1) уменьшенная, хорошая копия во Флоренции в Уффици, 2) гравюра Джулио Фонтана, сделанная с оригинала, 3) рисунок Рубенса с рисунка или с эскиза Тициана (Вена, Альбертина). Картина эта изображала битву при Кадоре, в которой венецианцы одержали победу над императорскими войсками. Вазари по ошибке (может быть, повторяя венецианскую шутку) говорит о битве при Кья-рададде, в которой венецианцы потерпели поражение. Тициан написал битву на фоне реального пейзажа своей родины Кадоре, что, может быть, и заставило Вазари говорить о том, что вещь написана с натуры.

52 Погибло в пожаре 1577 г.

53 Прекрасная вещь в Лувре (Христос в Эммаусе) является, по-видимому, повторением упоминаемой Вазари, но пропавшей картины. Правда, стилистически она вернее всего относится к 50-м гг.

54 1538—1540 Находится на месте—в Академии, которая как раз занимает бывшее помещение общины.

55 О том, как Тициан трактовал эту тему, можно судить по трем его вещам: 1) в Милане, 2) в Лувре, 3) в Турине.

56 Портрет этот был поясным. Он был еще известен в середине XIX века, но пропал бесследно. Карл V первый раз позировал Тициану не в 1530 г-; как говорит Вазари, а в 1533 г. К этому времени относится портрет во весь рост с собакой, находящийся в Мадриде.

57 1533 г- На месте.

58 Эта вещь, написанная в 1537 г. и подаренная не Карлу V, а императрице Изабелле, погибла в Испании. Сохранилась гравюра Коральо.

59 Первый: Флоренция, галерея Питти, второй не сохранился.

60 Вазари, по-видимому, имеет в виду аллегорический портрет полководца Альфонсо д'Авалоса маркиза дель Васто, изображенного Тицианом перед его отбытием в турецкий поход. Аллегория изображает прощание его с женой. Но лицо, там изображенное, не похоже на подлинный, Тицианов же, портрет маркиза, находящийся в Мадриде (см. примеч. 88). Сохранились три экземпляра: лучший—в Лувре и два других—в Вене.

61 Этот первый портрет Аретино не сохранился (см. примеч. 8i).

62 Предположительно—портрет мужчины с собачкой в Мадриде.

63 Не сохранился.

64 Джулио Романо (1492—1546)1 ученик Рафаэля, плодовитый и виртуозный декоратор, расписавший загородный герцогский дворе (palazzo del Те), в Мантуе, о котором здес и идет речь.

65 Работа относится к 1547 г. Оригиналы пропали. Сохранились частично копии работ; Кампи и Агостино Карраччи, а также гравюр Заделера.

66 Картина эта, относящаяся, вероятны к 1559 г. находится на месте в кадорской церкви но это едва ли собственноручная работа Tициана.

67 1543 г.

68 Первый пропал, второй ныне в Неаполе. Из многочисленных реплик можно упомянуть одну—в Эрмитаже и другую—в Неаполе.

69 Портрет Франческо Мария делла Ровере герцога Урбинского, а также портрет его cynpуги Элеоноры Гонзага написаны в 1537 г. и находятся во Флоренции в Уффици.

70 Se il chiaro Apelle con la man dell'arte Rassempio f Allessandro il colto e il petto...

71 Сохранился ряд женских портретов Тициана, относящихся к этому времени и несомненно напоминающих черты Элеоноры Гонзага (см. примеч. 69). Из них наиболее известны знаменитая «Красавица» («La Bella») во Флоренции в галерее Питти и также «Красавица» в Вене и в Эрмитаже. Возможно, что Вазари имел в виду эти вещи.

72 Знаменитая лежащая «Венера» в Уффици во Флоренции. Черты лица опять-таки напоминают герцогиню Урбинскую (см. примеч. 69).

73 30-е гг. Флоренция, галерея Питти. Позднейший вариант, относящийся к 60-м гг., находится в Эрмитаже (см. примеч. 111).

74 Упоминаемые здесь портреты до нас не дошли. О портретах Карла V, Франциска I и папы Павла III см. соответствующие примечания.

75 Вещи не опознанные. Донато, т. е. Донателло (1386—1466), флорентийский скульптор (см. его «Жизнеописание»).

76 Ныне в Санта Мария делла Салюте, куда эта картина (так же как з плафонных картины с изображением Авраама и Исаака, Каина и Авеля, Давида и Голиафа) была перенесена после разрушения церкви Сан Спирито. Все четыре вещи были заказаны в 1541 г-, но по стилю «Сошествие Св. Духа»—значительно более поздняя вещь; может быть бо-х гг., см. примеч. 83.

77 На месте. 1522 г.

78 На месте. Начало 40-х гг.

79 По всей вероятности, Тициан писал портрет посла в 1540 г. Предположительно Вазари говорит о портрете, ныне находящемся во Флоренции в галерее Питти.

80 В собрании Сальвадоре в Триенте (1548).

31 Флоренция, галерея Питти, 1545. Портрет, написанный для Марколини, друга Аретино и издателя всех его сочинений, пропал.

82 Этот посмертный портрет написан в 1540 г. Тициан пользовался маской, снятой с покойника рукой Джулио Романо. Джованни Медичи делле Банде Нере (Предводитель Черных отрядов), знаменитый кондотьер, отец герцога Козимо, умер от раны в 1526 г. Аретино был его личным секретарем (Флоренция, Уффици).

83 Ныне в Санта Мария делла Салюте. 1543—1544 (см- примеч. 76).

84 Из автопортретов Тициана наиболее известны и достоверны два—50-х гг. в Берлине и во Флоренции в Уффици—и один—90-х. гг.—в Мадриде.

85 Ныне в Неаполе. К этому же времени относятся два портрета кардинала Алессандро Фарнезе, сына папы Павла III, в Неаполе и в Риме в галерее Корсини.

86 До нас не дошла.

87 Неаполь, 1545. Позднее, в 50-х гг., Тициан вернулся к этой теме по заказу Филиппа П. Сохранилось несколько вариантов, из которых лучший в Мадриде и два других в Вене и в Эрмитаже.

88 Мадрид, Прадо. Тициан закончил картину в 1541 г., а не после своего возвращения из Рима, как пишет Вазари. Картина сильно попорчена и реставрирована.

89 См. примеч. 95.

90 Короля католического—Филиппа II, короля испанского. Из многих вариантов три лучших, относящихся к началу 50-х гг.: 1) в Мюнхене, собр. Ленбах, 2) в Мадриде, 3) в Неаполе.

91 Может быть, Вазари имеет в виду «Благовещение», находящееся ныне в церкви Сан Рокко и относящееся к 40-м гг. Вещь, однако, написана на холсте.

92 Сгорела в 1867 г.

93, 94 Обе вещи на месте, но относятся к 90-м гг. «Благовещение» подписано Titianus fecit fecit; два раза повторяя слово «написал», Тициан как будто отвечает на отрицательную критику и этим, может быть, опровергает рассказ Вазари о том, что он сам считал эти вещи неудачными.

95 В 1548 г. Тициан был в Аугсбурге при дворе Карла V, с которого он писал портреты. До нас дошли два экземпляра: конный портрет в Мадриде, в ознаменование победы императора при Мюльберге, и портрет императора, сидящего в кресле, в Мюнхене.

95а См. примеч. 90.

96 Эти вещи до нас не дошли, если не считать портрета Фердинанда в частном собрании (Бар-бариго) в Падуе, который сильно попорчен.

97 Портрет пленного курфюрста Иоганна Фридриха Саксонского написан в Аугсбурге в 1545 г- (см- примеч. 95) и находится ныне в Вене. Портрет королевы Марии пропал.

98 Упоминаемые здесь портреты не опознаны.

99 Вещь эту, законченную в 1545 r-! император перевез с собой в монастырь св. Юста и, действительно, как говорят, держал ее перед глазами до самого момента своей кончины. Обычно картина эта называется «Торжеством св. Троицы», Карл V называл ее «Страшным судом». Она находится в Мадриде в Прадо. Известна гравюра Корто 1566 г.

100 1549 г- Сохранились только сильно попорченные «Прометей» и «Сизиф» в Мадриде, которые, по мнению некоторых, не оригиналы, а копии, сделанные испанцем Коёлло.

101 1544 г- по заказу Филиппа IV. Мадрид, Прадо. Существует несколько повторений, из которых лучшее в Лондоне.

102 1550-е гг. Лондон, собр. Уоллес.

103 1559 г- Тоже по заказу Филиппа. Лондон, собр. Бриджуотер.

104 1560 г. Ныне в Бостонском музее.

105 1560 г. Мадрид. Реплика в Лондоне.

106 1558 г. Париж. Лувр. Более поздний вариант 70-х гг. в Мюнхене.

107 До нас не дошла.

108 1561 г. Ныне в анконском музее.

109 1560-e гг. На месте.

110 1563 г. На месте.

111 Сохранилось несколько реплик этого второго (1561) варианта Магдалины (см. примеч. 73), лучший—в Эрмитаже, остальные—в Неаполе и в частных собраниях в Англии.

112—114 Не сохранились.

115 Ирена Шпилимберг, умершая двадцати лет в 1559г-' была знаменита своей красотой и талантами. Тициан написал портрет после ее смерти, а также сестры ее Эмилии. Обе вещи находятся в Маниаго.

116 Не сохранился.

117 Якопо да Понте Бассано (1510—1592); очень плодовитый художник, применявший приемы больших венецианских мастеров к изображению сельских жанровых сцен и животных.

118 Предположительно портрет 1540 г. в Риме во дворце Барберини.

119—124 Не сохранились.

125 Предположительно картина 15бо-х гг. в Мадриде.

12б, 127. Не сохранились.

128 Ben ceggo, Тгглапо informs move

L'idolo mio, che i belli occhi apre e giro...

129 1564 г. Мадрид, трапезная Эскориал; Вещь сильно пострадала; не говоря о реставрации, она по прибытии в Испанию была обрезан; так как не умещалась на предназначенном е месте.

130 Вазари посетил Тициана в 1566 В 1567 г. картина была действительно послан в Испанию и по сию пору находится в Эск< риале.

131 Не сохранились.

132 Может быть, большая картина, на которой Гримани склонил колено перед аллегорической фигурой Веры. Вещь эта, начатая в 1555 г. почему-то оставалась в мастерской художника до его смерти и была закончена учениками. Ныне во Дворце дожей в Венеции.

133 Три картины аллегорического характера. (судя по гравюре Корта с одной из них, на которой был изображен Вулкан с кузнецами, были отправлены в 1568 г. в Брешию, где oни сгорели в 1575 г.

134 Художник, упоминаемый автором в би графии Гарофало.

135 Судя по описанию Вазари, это композиция 15бо-х гг., сохранившаяся в двух вариантах, неоконченная в Риме, во дворце Дориа, и в Мариде под названием «Испания приходит на помощь вере».

136 Не сохранилась.

137 Это, вероятно, картина, написань в 1559 г. посланная испанскому королю венецианским правительством в 1572 г. и ныне находящаяся в Мадриде. Ср. также свободную республику в Вене.

138 Не сохранилась.

139 Судя по датировке, Вазари, может бы видел автопортрет, находящийся в Мадриде ( примеч. 81).

140,141. Не сохранились.

142 Тициан умер 27 августа 1576 г. от чумы. Он похоронен в церкви Фрари. Последнее произведение—«Снятие со креста» в Венецианской академии—написано в год его смерти и кончено Пальмой Младшим.

Заключительная часть биографии Тициана в настоящем издании опускается, поскольку посвящена другим художникам и никаких больше сведений о Тициане не содержит.