В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.
Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.
На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур. Наиболее важные сходства и различия приведены в таблице в конце реферата.
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Критерий сравнения | Греческая культура | Римская культура | |
Общие черты общества и культуры | Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур | Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства | |
Религия | Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей | Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии | |
Искусство | Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство») | ||
Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик | Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания | ||
Архитектура | Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания | Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих | |
Скульптура | Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности | Сосредоточенные, большей частью заключенные сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма | |
Литература, театр | Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь театра с жизнью полиса | ||
На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику | Жанр сатуры; комедия масок – ателлана; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития | ||
Письменность и язык | Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения | Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация | |
Наука | Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук | ||
Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам | Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии | ||
Быт | Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме | Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия |
История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971
Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989
Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985
Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980
Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, том 20, с 185
[2] Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288
[3] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 304
[4] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 359
[5] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 266
[6] Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., «Искусство», 1985, с.53
[7] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 359
[8] Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993, с.523
[9] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 329
[10] Моммзен Т. История Рима. С.-Пб, «Лениздат», 1993, с. 122
[11] Бокщанин А.Г. История древнего Рима М. «Высшая школа», 1971, с.283
[12] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 321
[13] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 323