Смекни!
smekni.com

"Модерн": от рассвета к кризису (стр. 3 из 3)

Новейшее время более характеризуется как период развития аудиовизуальных средств художественного творчества. Кино и телевидение, зародившиеся в Новейшее время, формируют новые эстетические потребности и вкусы, отодвигая на второй план чтение. В разных возрастных группах растет число нечитателей. Этот процесс, безусловно, оказывает влиние на развитие языка, также как темпы жизни, особенности мышления, прагматизация отношений в разных социальных слоях и семьях.

Художественная жизнь в европейских городах опирается на давние традиции. Так, до второй мировой войны в Германии и Франции существовало большое число школ, курсов, ателье, студий, которые давали частные уроки любителям живописи, рисунка и графики. Существовали сельские художественные школы, школы при музеях, Академиях художеств и высших художественно-прикладных училищах и институтах. В Веймаре в 1919 г. было открыто первое в истории учебное заведение "Баухауз", целью которого было обучение дизайнерских кадров для разных областей промышленности. Руководил им прогрессивный архитектор Вальтер Гроппиус. Он собрал творческий интернациональный коллектив педагогов, в числе которых был и русский живописец В. Кандинский, обучавший искусству росписи тканей. Баухауз заложил основы дизайнерского образования. После прихода Гитлера к власти Баухауз был закрыт.

После второй мировой войны дизайнерская профессия прочно вошла в повседневную жизнь европейского производства, оформления интерьеров, промграфику и др.

Новейшее время - это время рождения и расцвета кинематографа. В 90-х годах 19 в. французы братья Люмьер впервые продемонстрировали кадры движущейся фотографии. Кино прошло путь от немого кино до широкоэкранного, стереофонического. В ходе его развития сложились основные виды киноискусства: игровое, мультипликационное и документальное и огромное количество жанров (комедии, притчи, фантазии, мюзиклы, драмы и т.д.). Выдающиеся кинорежиссеры, работавшие в разные периоды: Ч. Чаплин, Р. Клер, Л. Висконти, В. де Сика, Ф. Филлини, Ию Бергман, М. Форман и многие другие создали разные по стилевой направленности фильмы, обогатившие мировую кинематографическую культуру.

Развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, печать, телевидение) создали предпосылки появления феномена "массовой культуры" - культуры, рассчитанной на обывателя, людей с невысокими духовными запросами. В противовес "массовой культуре" искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражением содержания, стали называть элитарным, подчеркивая тем самым его малую доступность для аудитории, предпочитающей сниженные художественно-эстетические ценности ("мыльные оперы", поп-музыку, сериалы телевизионных фильмов, комиксы и т.п.).

Развитие стилевых тенденций в современном западном изобразительном искусстве основано на трех исходных мировоззренческих принципах:

· реалистическом (показ действительности такой, как она есть, с выявлением основных тенденций и противоречий),

· на натуралистическом (подчеркнутое фотографическое изображение, гиперреализм, фотореализм), пиджионализм

· и формалистическом ( субъективное, эклектическое соединение деталей: абстракционизм, искусство абсурда, беспредметность, кубизм, сюрреализм и т.п.).

Архитектура 20 в. отошла окончательно от античной ордерной системы, начав освоение новых материалов, конструкций, новых художественно стилевых принципов (модерн, кубизм, конструктивизм и др.).

Театральное искусство Новейшего времени характеризовалось появлением рабочих театров, театров окраин, этнографических театральных спектаклей. Вместе с тем, театры продолжают развивать реалистические и не реалистические приемы сценографии и актерского искусства, разработанные в художественной практике 19 века. Особенностью современного театра продолжает оставаться упрочение режиссерского театра, расширение сценического пространства за счет использования новых технических приемов, кино и др.

Выводы:

Наиболее значительными достижениями западноевропейской культуры Новейшего времени следует считать:

· внесословное социальное устройство обществ;

· преобладание республиканских форм правления;

· освобождение многих государств от колониальной зависимости;

· утверждение социалистических элементов в социальной и политической жизни капиталистических обществ (социальное страхование, пенсионное обеспечение, введение бесплатного начального и среднего специального образования и т.п.);

· заботу о сохранении демократических завоеваний и свобод личности;

· все более активное включение науки во все сферы жизнедеятельности;

· укрепление экологического движения и осознание роли глобальности происходящих перемен.

Список литературы

1. Белова Т. Культура и власть. - М., 1991.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.Вебер. Избранные произведения. - М., 1990.

3. История крестьянства в Европе. В 3-х т. Т. 3. - М., 1986.

4. Коваль Б.И. Революционный опыт ХХ в. - М., 1987.

5. Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.

6. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.

7. Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М., 1991.

8. Постмодернизм и культура. -М., 1991.

9. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

10. Современный революционный процесс и прогрессивная литература. - М., 1976.

11. Согрин В.В. и др. Либерализм Запада XVII-XX вв. - М., 1995.

12. Теория и история мировой и отечественной культуры.//Под ред. Сапрыкина. - М., 1995.

13. Что есть Что в мировой политике. Словарь. - М., 1987.