История:
В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.
В честь этой победы были учреждены олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии архитектором Либоном был построен посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города.
Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили современников, что она была признана новым чудом света. Создателем Зевса Олимпийского был прославленный скульптор Фидий. Он начал закладывать статую около 440 г. до н. э. Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога - громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.
Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки и другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.
Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры.
Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания.
Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В течение нескольких лет храм привлекал посетителей и поклонников со всего мира.
В первом столетии римский император Калигула попытался переместить статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. После того, как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием II, храм был закрыт. Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения, обвалы, пожары и наводнения, вследствие этого храм был значительно поврежден. Раньше этого статуя была перемещена богатыми греками во дворец Константинополя. Там она сохранялась, пока не была уничтожена серьезным пожаром в 462 году.
Так погибло и седьмое чудо света...
Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.
Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.
Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.
Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: "Принадлежу Фидию".
Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...
Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что, вряд ли один из ста дожил до наших дней.
К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и свое время в высоком искусстве.
И то немногое, что сохранилось до наших дней, дает возможность представить себе искусство Востока, дает нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они ни творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...
Список литературы
1. "Детская энциклопедия", т. 8, 1968 г.
2. "Большая советская энциклопедия", т. 37, 1958 г.
3. И. Можейко "7 из 37 чудес", 1983 г.
4. Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес древнего мира. Л., 1966.
5. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света. М.
6. NTERNET:
http://mega.km.ru/,
http://scross.stavropol.net/guide/wonders/chudesa.htm
[1]ЭЛЛИНИЗМ, период в истории стран Вост. Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму). Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.
[2]Погребальные сооружения в форме спичечной коробки
[3]Геродот (Herodotos), "отец истории", грек из Галикарнаса, жил около 485-425 до Р. Хр., 444-3 переселился во вновь основанные афинянами Фурии в Италии, много путешествовал, написал обильную отступлениями историю греко-персидск. войн (до 479), разделенную на 9 книг или муз. Обширное введение (почти половина всего сочинения) трактует о возвышении персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скинии, Ливии и пр. Сочинение Г. дает громадное количество наблюдений над правами, памятниками и особенностями Востока и Греции; оно отличается известным единством изложения и общими, проходящими через него религиозно-этическими воззрениями.
[4]МИДИЯ, государство в северо-западной части Иранского нагорья (7-6 вв. до н. э.).
[5] СКОПАС, древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов.
[6] КАРИЯ, область на юго-западе М. Азии (на территории современной Турции). С кон. 2-го тыс. до н. э. ее населяли карийцы.
[7]ТАДЖ-МАХАЛ, памятник индийской архитектуры, мавзолей султана Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал (ок. 1630-52, архитектор, вероятно, Устад Иса и др.) на берегу р. Джамна, в г. Агра, 5-купольное сооружение (высота 74 м) на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж-Махалу примыкает сад с фонтанами и бассейном.
[8] ПросперМериме (Merimee), французский писатель романтич. школы, 1803-70, 1844 член акад., 1853 сенатор.
[9]ГЕЛЛИЙ Авл (ок. 130-180), римский писатель. Автор уникального энциклопедического свода античной учености «Аттические ночи».
[10]ПЛИНИЙ Старший (Plinius Maior) (23 или 24-79), римский писатель, ученый. Единственный сохранившийся труд «Естественная история» в 37 кн. энциклопедия естественнонаучных знаний античности, содержит также сведения по истории искусства, истории и быту Рима.
[11] ПТОЛЕМЕИ (Лагиды), царская династия в эллинистическом Египте в 305-30 до н. э. Основана Птолемеем I (сыном Лага) полководцем Александра Македонского
[12]ХАРЕС (4-3 вв. до н. э.), древнегреческий скульптор и литейщик из Линдоса (Родос), ученик Лисиппа. Создатель колоссальной статуи Гелиоса для гавани в Линдосе и колоссальной головы этого бога в Риме.
[13] «МЕДНЫЙ ВСАДНИК», поэтическое обозначение памятника Петру I в Ленинграде (1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе), воспетого А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833). Бронзовая конная статуя Петра, установленная на гранитной скале («гром-камень» массой 1600 т), отличается драматичностью, многогранностью образа преобразователя страны.