Деятельность Государственной Думы стала важным фактором в политической жизни России в начале века ( I Государственная дума действовала 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Ее самой большой фракцией была кадетская. II Государственная дума (20 февраля - 3 июня 1907 г.) оказалась еще более левой, чем первая и была распущена манифестом от 3 июня 1907 года. Государственная дума третьего созыва действовала пять лет - с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года - и обладала лояльным к правительству большинством из "черносотенцев" и октябристов. Деятельность IV Государственной думы, заседания которой открылись 15 ноября 1912 года, были прерваны указом царя от 25 февраля 1917 года. Декрет СНК (Совет Народных Комиссаров) от 18/31/ декабря 1917 года окончательно упразднил Государственную думу). Выборы в I Государственную думу были первыми выборами за всю историю России. За голоса избирателей боролось много партий, что также стало необычным явлением в социально-политической культуре России. До 1905 года существование партий было возможно только на нелегальной основе.
Таким образом, несмотря на поражение революции 1905 года, она оказала воздействие на некоторые изменения в политическом строе России. Одни историки называют установившийся в России строй "конституционной монархией", другие - "буржуазной монархией". Самодержавие пошло на уступки, но сохранило за собой основные позиции. Если ранее самодержавие видело свою опору, прежде всего, в помещиках и верхушке дворянства, то теперь оно вынуждено было лавировать между этим слоем и торгово-промышленной буржуазией, а также зажиточным крестьянством.
В последнее предреволюционное десятилетие в России не было ни полноценного самодержавия, ни полноценной конституции. Правильнее говорить о существовании системы высших институтов власти: царь, Совет Министров, Государственный Совет, Государственная Дума. Был и ряд основополагающих государственно-правовых актов, сложившихся в ходе революции 1905-1907 годов (кстати, термин "конституция" ни в одном из российских законов не упоминался).
Практически до февраля 1917 года Россия оставалась самодержавной империей и сохраняла абсолютистскую форму правления. Деятельность первой и второй Государственной Думы положили конец парламентским иллюзиям и доказали большинству думающего населения невозможность политического обновления России при сохранении самодержавия.
В этом одно из коренных отличий России от Западной Европы. Если в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, в России власть государя фактически не ограничивалась никакими выборными органами. Царь обязан был соблюдать лишь два условия: не нарушать закона о престолонаследии и исповедовать православную веру.
Отречение последнего российского императора Николая II от престола в марте 1917 года (а впоследствии и всех членов дома Романовых от своих прав на российский престол) ознаменовали собой конец самодержавия как монархической формы правления в России.
Одним из самых удивительных явлений всей истории русского самодержавия является самозванство. С этой проблемой сталкивался едва ли не каждый российский самодержец.
Анализ социальных корней самозванщины, социально-утопических идей русских крестьян как основы ее возникновения показывает, что самозванство - одно из типичных социокультурных явлений в истории России. Осознание крестьянами своих экономических и политических интересов не поднималось до уровня идеологии, оставаясь на уровне "обыденного сознания", поэтому оно оказывалось подчиненным господствующей идеологии. Особенно ярко эта зависимость проявлялась в наивном монархизме крестьян - в их вере в "доброго" царя. Подобные иллюзии поддерживались официальной идеологией, выдвигавшей и обосновывавшей тезис о сакральной сущности самодержавия.
Легенды о царях-избавителях как народная утопия. Традиционная линия идеализации Царя соседствовала в народном сознании с социально-утопическими устремлениями, нередко воплощавшимися в образе государя ожидаемого, противопоставляемого реальному. С начала XVII и вплоть до середины XIX века в России устойчивое распространение получили легенды о царях - избавителях. Они возникали независимо от предшествующих подобных сюжетов, поскольку утопические ожидания постоянно жили в народе. Лозунг "хорошего царя" - одна из прочных крестьянских утопий.
· Факторами, благоприятствующими широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя, являлись:
o бесправное и постоянно ухудшающееся социально-экономическое положение крестьян;
o продолжающееся юридическое их закрепощение;
o политика церкви, окружившей царский престол ореолом святости.
Для создания легенды о новом избавителе, как пишет историк К.В.Чистов, "нужно каждый раз исчерпать надежды на правящего царя, найти форму осмысления его как неистинного, и, наконец, противопоставить ему истинного или прямого царя или царевича-избавителя5". Не случайно именно в периоды междуцарствования, особенно когда правящий царь был не прямого царского корня ( Борис Годунов, Василий Шуйский, Екатерина II), этот процесс усиливался.
Цари-избавители в истории России. Психология самозванства непосредственно связана с особым восприятием царской власти. Самозванцы появляются в России лишь тогда, когда в ней появляются цари, то есть после установления и стабилизации царской власти. Случаи самозванного притязания на княжеский престол неизвестны.
Впервые самозванство как особый культурно-исторический феномен возникает в период Смутного времени (1598-1613), когда на страну как из мешка посыпались самозванцы, в которых видели прежде всего польских ставленников, орудие иностранного вмешательства. Но почва для самозванства была подготовлена в самой России. Экономический упадок, внутренние раздоры в стране, военные неудачи привели к тому, что государство оказалось на грани распада, национальной катастрофы. Бедствия породили широкое народное движение, распространение различных социально-утопических идей.
К примеру, в начале XVII столетия в социально-утопическую идею переросли слухи о чудесном спасении угличского царевича Дмитрия - младшего сына Ивана Грозного. Эта идея стала лозунгом крестьянско-казачьей войны под предводительством И.И.Болотникова. Используя ее устойчивость и популярность в народе, в страну при поддержке иностранного вмешательства вторгались самозванцы (Лжедмитрий I ( ? - 1605 гг.) - русский царь с 1605 года и Лжедмитрий II ( ? - 1610 гг)).
Воцарение в июле 1605 года на русском престоле Лжедмитрия I - это единственный в русской истории случай, когда народные массы посадили на трон человека, возглавившего повстанческое движение и выступившего в роли "доброго" царя. Несмотря на то, что за период своего кратковременного правления ( менее года) Лжедмитрий I сохранил в неприкосновенности все социально-политические институты и порядки, вера в "доброго" царя, царя-избавителя в народе не была разрушена, а утопические взгляды и надежды получили еще более широкое распространение.
В дальнейшем отечественная история насчитывает немало примеров того, как народная молва создавала образ царя, призванного спасти православных от всех бед и невзгод.
· Царями - избавителями в народе объявляли:
o царевича Алексея (1690-1718)(сын Петра Великого, враждебно относился к реформам отца, бежал за границе и после возвращения был, по версии ряда современников, тайно задушен в Петропавловской крепости );
o Петра Алексеевича - "второго императора", (Петр II (1715-1730) - рано умерший сын царевича Алексея Петровича, был российским императором с 1727 по 1730 годы);
o Ивана Антоновича (Иван VI Антонович (1740-1764), российский император с 1740 по 1741 годы ( за младенца правили его мать его мать Анна Леопольдовна и ее фаворит Э.Бирон, заключен в тюрьму по приказу императрицы Елизаветы Петровны, убит при попытке освободить его);
o Петра III (Петр III Федорович (1728-1762), российский император с 1761 года, свергнут в результате государственного переворота, организованного его женой, будущей императрицей Екатериной II Великой, и убит);
o Павла Петровича (1754-1801) ( российский император с 1796 года, сын Петра III и Екатерины II, убит в результате заговора);
o великого князя Константина Павловича (после смерти своего брата императора Александра I отрекся от престола в пользу младшего брата, будущего императора Николая I) .
Так, секретные дела политического сыска 50-х - 60-х годов XVIII века зафиксировали распространение на востоке страны общерусской легенды о Петре II - избавителе, который, вернувшись на престол, должен был освободить народ.
В 60-е - 80-е года на Урале и в Сибири распространялись слухи о приезде настоящего царя Петра III, которого поддерживал римский папа. После подавления пугачевского восстания эти слухи переросли в надежду, что Петр III жив.
Разговоры о внезапной смерти императора Александра I (1777-1825) в Таганроге в 1825 году, междуцарствовании и восстании декабристов привели к возникновению последней из крупных социально-утопических легенд об избавителях - легенды о Константине-избавителе. В народе верили, что именно Константин, брат императора Александра I, был законным наследником и хотел дать крестьянам свободу, за что дворяне сместили его с престола.
Первоначально образ любого царя-избавителя в крестьянских представлениях носил расплывчатый характер. Более конкретные черты он приобретал, как правило, с появлением самозванца. По мнению специалистов-историков с начала XVII и до середины XIX века едва ли можно найти два-три десятилетия, не отмеченного появлением самозванца. Постепенно самозванство вырождалось, хотя упования на настоящего, доброго царя в народе оставались еще долгое время.