o развитие различных объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании этого времени, несомненно способствовала этому, соединяя в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств. Эти идеи находили воплощение в таких художественных объединениях как "Мир искусства", журналах "Весы" (редактор В.Я.Брюсов), "Золотое руно" (издатель Н.П.Рябушинский), в спектаклях Художественного театра и театра В.Ф.Комиссаржевской.
o Своеобразным "опытным" полем для синтеза искусств были художественные кружки тех лет. Одним из главных клубов интеллигенции в Москве стал Московский литературно-художественный кружок, открытый в 1899 году по инициативе писателей, артистов, ученых. Кружок посещали М.Н. Ермолова, А.П. Чехов, К.С. Станиславский, В.Я. Брюсов, М.М. Ковалевский и другие;
o включение отечественной науки в начале XX века в общемировой процесс. Интенсивно шел обмен идеями и учеными. Трудами естествоиспытателя В. И. Вернадского были заложены основы биохимии и геобиохимии. Его учение о ноосфере, как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, стимулировало экологические изыскания. Ученым с мировым именем, лауреатом Нобелевской премии (1904) стал академик И.П. Павлов, разработавший теорию рефлексов. Идеи Павлова развивали С.П. Боткин, И.М. Сеченов и И.И. Мечников (лауреат Нобелевской премии 1908 году). В области квантовой теории ультразвука и астрофизики проводил изыскания П. Н. Лебедев.
Революция 1905-1907 годов и культура. Революция 1905-1907 годов внесла в общественное сознание гигантскую просветительскую струю, во многом способствовала политическому, и культурному просвещению народа. Манифест 17 октября 1905 года, даровавший ряд политических свобод, ликвидация цензуры и свобода печати несомненно привели к некоторому росту оптимистических настроений в обществе. В среде либеральной интеллигенции активизировалось обсуждение проблем развития и укрепления гражданских основ общественной жизни.
Революция не прошла бесследно для творчества многих деятелей культуры (А.Блок, А.Белый, В.Серов и др.), более четко определила идейные позиции части художественной интеллигенции. В эти годы Д.С.Мережковский писал: "То, что я передумал, а главное пережил в революционные годы 1905-1906, имело для внутреннего хода моего развития значение решающее". В 1918 г. А.Блок в письме к З.Н.Гиппиус писал, что "нас разделил уже 1905 год".
Наступившая в стране политическая реакция после поражения революции 1905-1907 годов способствовала распространению консервативно-охранительных настроений и взглядов в обществе.
В кругах художественной интеллигенции широкое распространение получили идеи "нового религиозного сознания" (богоискательство). Одним из пропагандистов "нового христианства" был Д.С.Мережковский. Истоки его взглядов лежали в философской концепции Вл.Соловьева о возможности синтеза религий, культур и победы всемирной теократии. Новое религиозное сознание основывалось на утопической идее о примате духовного, религиозного начала в нравственном обновлении человека, о том, что новая религия должна была стать главным фактором в нравственном обновлении человека. Увлечение богоискательством испытал в эти годы М. Горький.
Некоторые деятели из среды социал-демократов (А.В.Луначарский, В.А.Базаров) увлеклись богостроительством, пытаясь соединить социализм с религией. В 1908 году Луначарский выпустил книгу "Религия и социализм", в которой утверждал, что "философия Маркса есть философия религиозная" и научный социализм, воспринимаемый как религия, может обрести величайшую силу.
Важнейшей проблемой общественно-культурной жизни этих лет стали взаимоотношения интеллигенции и народа. Многие из деятелей культуры осознавали и глубоко переживали тот факт, что в жизни происходило расхождение, непонимание этих двух сил русского общества. В общественно-культурной широко среде обсуждался вопрос о деятельности и роли интеллигенции в годы революции, о ее отношении к революционным событиям.
Культура предоктябрьского десятилетия. Годы, последовавшие за поражением первой буржуазно-демократической революции в России, представляют один из драматических периодов в истории русской культуры прежде всего по накалу идейно-художественной борьбы. Литература и искусство предреволюционного десятилетия отличались большой сложностью и противоречивостью художественных исканий, разнообразием различных течений и групп, каждая из которых выступала со своими лозунгами и манифестами. Общественная жизнь несомненно отражалась в многообразии и сущности историко-культурного процесса этого времени.
Наступившая в стране политическая реакция, столыпинщина, расправа с революционерами, черносотенные погромы и волна великодержавного шовинизма, прокатившаяся накануне и в годы первой мировой войны, укрепляли в общественном сознании консервативно-реакционные, охранительные настроения.
В годы реакции усилилось идейное размежевание, вновь остро был поставлен вопрос о роли интеллигенции в общественной борьбе, ее связи с народом, исторических перспективах. Во многих произведениях того времени присутствовал пафос отрицания старых социальных отношений, и вместе с тем звучала гуманистическая вера в человека, содержалась надежда на обновление общества.
1917 год в судьбе русской культуры. 1917 год для России стал революционным. Некоторые историки, пытаясь уйти от догматизированных и политизированных оценок российской действительности переломного периода, характеризуют его как единый революционный цикл, исключительно сложный по своим компонентам, динамике и самореализации.
Как бы ни оценивать период революций 1917 года, невозможно отрицать их громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 году контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как "осажденной крепости" только намечался, задачи формирования "нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого" созревали пока только в головах революционных теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития отечественной культуры на протяжении многих десятилетий.
Каково же о непосредственное воздействие революционных потрясений на культурную жизнь российского общества?
Историческое предназначение любой революции - разрушить устаревший порядок и расчистить дорогу новым формам общественной жизни. Другое дело, что результаты революционного обновления часто оказываются весьма далекими от провозглашенных целей, поэтому отношение к революции в обществе и оценки историков со временем изменяются в зависимости от угла зрения и исторической дистанции.
Свержение монархии в феврале 1917 года вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции, как очистительной бури, которая должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни и в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага. Но октябрьские события 1917 года многими представителями культуры были восприняты как узурпация власти со стороны одной партии - большевиков. Последовавший вследствие этого отказ части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры России.
В результате революционных событий и последовавших военных действий российская культура понесла и материальные, и духовные потери. Стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культуры. Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы. К концу гражданской войны была создана единая библиотечная сеть РСФСР, национализированы дворцы, музеи, художественные собрания, кинодело, объединено театральное дело.
Велики были психологические и нравственные последствия революции и войны для российского общества. Страна непрерывно воевала в течение семи лет. Кровавая бойня первой мировой войны, сменившаяся братоубийственной гражданской войной с громадными человеческими жертвами, обесценила человеческую жизнь. Миллионы людей были вырваны из привычных условий существования, потеряли близких. Традиционные нравственные ценности, веками освящаемые религией, были поколеблены.
Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и энергично взялась за восстановление отраслей культуры, разрушенных в результате революции и гражданской войны. Первые мероприятия, проведенные советской властью в области культуры, обеспечивали ей поддержку социальных низов и способствовали привлечению к сотрудничеству части интеллигенции, вдохновленной идеей служения народу.
Революция 1917 года: некоторые оценки. Советская эпоха в истории отечественной культуры, открытая октябрем 1917 года, несет на себе ни с чем не сравнимый отпечаток трагичности и противоречивости, столь свойственный всем общественно-историческим явлениям XX века. Социальные катастрофы серией нараставших волн прокатились по России, исчерпали меру устойчивости старого мира и в конце концов разрушили его до основания. Как писал Н.О.Лосский: "Большевистская революция есть яркое подтверждение того, до каких крайностей могут дойти русские люди в своем смелом искании новых форм жизни и безжалостном истреблении ценностей прошлого1".