Огромным достижением древнего Китая было изобретение бумаги из отходов кокона шелкопряда. Но революционный переворот оказало производство бумаги из отходов древесного волокна, что сделало бумагу доступной для массового использования. Изобретение бумаги и туши легло в основу усовершенствования китайской письменности. Был создан стандартный стиль письма кайшу, заложивший основу иероглифики. Средства письма и иероглифика были восприняты народами Вьетнама. Кореи и Японии.
Государственное образование в древнем Китая держалось на обязательной грамотности должностных лиц, чиновничества, сборщиков налогов. Существовали школы для чиновников. . Велась перепись населения для распределения налогов и пополнения армии. Как в сознании, в философии, в управлении, так и в семейной жизни и в быту господствовала упорядоченность.
Духовная жизнь древних китайцев была пронизана религиозно-философскими идеями и учениями. Важнейшими из них были конфуцианство и даосизм.
· Конфуцианство возникло на рубеже 6-5 вв. до н.э. Его основоположником считается Учитель Кун (в латинской транскрипции Конфуций), странствующий проповедник, который был впоследствии обожествлен. Существовал государственный культ Конфуция, с официальным ритуалом жертвоприношения. Учение его было записано учениками и составило трактат "Беседы и суждения". Этот трактат изучался в школах, заменяя учебник начального обучения. Конфуций уделял главное внимание человеческому обществу. С течением времени учение из политического и социально-этического превратилось в философско-теологическое.
· Даосизм - философское учение 4-3 вв. до н.э. на основе которого сложилось религиозное течение. Принципы философии даосизма изложены в книге "Дао дэ цзин", приписываемой мыслителю древности Лао-цзы. Основная идея учения возврат к "естественному", первобытному состоянию, внутриобщинному равенству. Даосцы порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против роскоши знати. В начале 5 в. до н.э. оформляется ритуал и вероучение даосцев. На рубеже новой эры в Китай проникает учение буддистов, которое и стало активным идеологическим фактором в процессе феодализации Китая, как и всего восточноазиатского региона.
Она не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Своеобразная культура Японии очень молода. В середине 1 тыс. до н. э. на японские острова переселилась группа племен, которым удалось ассимилироваться с коренными жителями островов. Возникновение государственности датируется 3-4 вв. н.э. и характеризуется удивительной однородностью.
С середины 7 в. н.э. в Японии стала укрепляться государственная власть, вводиться новое законодательство, складываться административно-чиновничий аппарат. Экономическую основу страны составляла государственная собственность на землю.
В 7-8 вв. японское государство пытается обосновать идеологически новые институты власти, для чего создаются мифологически-летописные своды "Кодзики" и "Нихон секи". В этих документах вся история Японии была представлена как единство двух периодов: эры богов и эры императоров. Большое значение для духовной жизни имел культ предков и культ Солнца - синтоизм. На государственном уровне культ предков воплотился в культе богини солнца, считавшейся прародительницей правящего рода. Существовали божества-предки и защитники родов, выводивших из них свое происхождение. Помимо родовых божеств японцы поклонялись и многочисленным местным богам природы. Для того чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, порождаемую поклонением родовым и местным богам, правители стали насаждать с 6 в. н. э. религию буддизма, т.е. религию развитого классового общества. Идеология буддизма помогла сформировать новый тип личности, лишенный родовых привязанностей, привнесла новые нормы общежития. Вместе с идеологией буддизма были приняты и храмы и атрибуты веры.
Период с 4-7 вв. принято называть курганным по типу погребений, в инвентаре которых очень заметны корейские и китайские влияния. Среди предметов погребального культа особое значение имеет пластика ханива (изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, лодок, животных, птиц, воинов, жрецов и т.д.).
Близость Китая оказала влияние на распространение китайской письменности. На китайском языке велись хроники, составлялись законы, в качестве учебников в государственных школах использовались китайские философские и литературные произведения. На китайском языке создавалась и японская средневековая литература. Подобно Китаю японцы создали свой национальный ритуальный театр. Особую роль в японской культуре играл синтез национальной архитектуры и природного ландшафта.
· В Древний период истории культуры возникшие восточные культуры заложили основы традиционных обществ, которые до настоящего времени сохранили свои специфические черты. Для традиционных обществ характерны следующие черты:
· Преимущественно аграрный способ производства, понимание землевладения не как собственности, а как землепользования;
· Сохранение общинного образа жизни и общинного землепользования;
· Патронажная система распределения продукта труда в общине (перераспределение земель, взаимопомощь в виде даров, брачных подарков и др., регулирование потребления);
· Этническая, клановая, кастовая дифференциация обществ в отличие от поздних индустриальных обществ, имеющих классовое деление;
· Сохранение в повседневной жизни сочетаний политеистических и монотеистических представлений, роли предков, ориентация на прошлое;
· Огромная роль ритуала, этикета.
НАСЛЕДИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Вид художественной деятельности | Что изображалось |
Наскальные изображения | Животные, обитавшие в этих местах |
Изображения по стенам, потолкам пещер | Сцены охоты. Шаманы в шкурах животных и масках |
Рельеф на предметах | Головы животных или полностью животные |
Изувеченные руки | Руки без фаланг |
"Погребальная" архитектура комлехи, менгиры и др. | Гигантские камни, расположенные особым образом |
"Ювелирные украшения", кольца, браслеты, нашейные украшения, броши, фибулы | С изображениями животных, птиц, орнаментом |
Посмертные маски, прижизненные изображения людей | Предельно-реалистические с точной передачей индивидуальных черт |
Прикладное искусство: керамика, бронзовые, костяные, каменные изделия | Растительный орнамент, геометрический орнамент (как условное изображение окружающего мира), пиктограммы, круг, спираль, меандр, "свастика", зигзаги, треугольники, черточки |
Чуринги | Цветные полоски на гальке, на глиняных пластинках изображение условных черт лица на летящей птице |
Танцы, театрализация | |
Письмо (начатки) | пиктограммы, иероглифы (рука, шалаш, глаз, топор и многое другое) |
1. Археология зарубежной Азии.- М., 1986.
2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993
3. Древние цивилизации. - М.,1989.
4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. - М., 1990.
5. Запад и Восток. Традиции и современность.- М., 1993.
6. История и культура Китая. - М., 1974.
7. Культура и политика в странах Азии и Африки.- М., 1986.
8. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.
9. Роль традиций в истории и культуре Китая. - М., 1972.