Смекни!
smekni.com

Место культурологии в системе знаний (стр. 15 из 15)

Но превращение культурологии в обязательную учебную дисциплину сделало достоянием общественности проблемы и споры, которые до того времени велись только на академическом уровне. Тем самым не только ученый, но и преподаватель, и даже студент оказались перед выбором: к какой трактовке культурологии присоединить свой голос. Ведь можно идти по пути отстраненного описания культур разных времен и народов, как это делают, к примеру, в этнологии, а можно рассмотреть версии, предложенные в "философии культуры" неклассической ориентации.

Что касается авторов данного пособия, то для него важно другое. Речь идет о стремлении современного человека понять свою роль в культуре, а также осознать место отечественной культуры в мировом развитии. Как раз на эти вопросы пыталась в своё время ответить классическая философия. В философии от Гердера до Гегеля нашло выражение самосознание европейцев ХVIII-ХIХ веков. Но и в XX веке существовала и развивалась культурно-историческая теория, не порывавшая с классическими идеалами.

Общая классификация подходов в культурологии

Таким образом, в методологической плане в современной культурологии при всем многообразии трактовок можно выделись три основных подохода.

1. Позитивнонаучный подход, который своими корнями уходит к учениям Э.Б. Тайлора и Л. Уайта. Здесь анализ культуры не противопоставляется анализу природы, и культурология воспринимается как вполне точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры. При этом свобода воли человека и его творческая деятельность как источники культуры по большому счету выносятся за скобки научного анализа.

2. Классический подход, уходящий своими истоками к учениям И. Гердера. И Канта, Г.В.Ф. Гегеля, с определенными оговорками, К. Маркса. Здесь анализ культуры признается научным. Но культурно-исторической теория, вышедшая из недр философской классики, является особого рода наукой, отличной от позитивных наук о природе. Ее главное отличие в том, что объективные закономерности культуры не противопоставляются субъективным творческим действиям людей, вне анализа которых научный анализ культуры безнадежно упрощается.

3. Неклассический подход, истоки которого связаны с именами А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. К формированию этого подхода к культуре имели отношение В. Дильтей, О. Шпенглер, во многом З. Фрейд. Суть этого подхода в том, что культура признается недоступной объективному научному анализу. В ее субъективную суть предлагается проникать, используя возможности мифа и искусства. Тупики этой методологии обнаруживает теория и практика постмодернизма. Здесь неклассический подход оборачивается "раскультуриванием" человека, в результате чего исчезает сам предмет культурологического анализа.

В самом общем плане по предмету исследования в современной культурологии также можно выделить три направления:

· изучение первобытной культуры, которой на протяжении ХХ века занимались так называемая этнология, а также "культурная" и "структурная" антропология;

· изучение европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со своеобразием древних восточных культур;

· изучение культуры современного массового общества, связанной с новыми постиндустриальными технологиями.

Список литературы

1. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М., 1995.

2. Гердер И. Идеи к философии истории человечества.- М., 1977.

3. Делёз Ж. Логика смысла. - М., 1995.

4. Дильтей В. Описательная психология. - СПб., 1996.

5. Зыбайлов Л.К. Шапинский В.А. Постмодернизм. - М., 1993.

6. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинение в шести тт. Т.4. Ч.1. - М., 1965.

7. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М., 1998.

8. Леви-Стросс К. Печальные тропики. - М., 1984.

9. Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.

10. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры (учебное пособие для вузов). - М., 2001.

11. Мельвиль А.Ю. Разлогов К.Э. Контркультура и "новый консерватизм". - М., 1981.

12. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. - М., 1987.

13. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.1-2. - М., 1990.

14. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. - М., 1991.

15. Постмодернизм и культура. - М.,1991.

16. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.

17. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

18. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

19. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные произведения. - М., 1994.

20. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991.

21. Фрейд З. Сновидения. - Алма-Ата, 1990.

22. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

23. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1995.

24. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. - М., - СПб, 1997.

25. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М., 1992.

26. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1994.

27. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.