Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и, в конечном счете, к разработке приемов логического доказательства.
Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало, что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне развития. Наоборот: в VI в. до н.э., в эпоху зарождения греческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит несколько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые особенно славились в то время. В частности он говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра. Долгое время историки относились к этому сообщению Геродота с недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обнаружила этот туннель. Самым интересным было то, что в целях ускорения работы туннель рыли одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в сочинении "Диоптра" геометрическое построение, которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, требовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в проведении геодезических измерений.
Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические теоремы – о том, что круг делится диаметром на две равные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математике – той математике, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Евклида, Апполония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих ученых очень мало использовались в повседневной жизни.
Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие, которое приняла наука нового времени.
Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры – в частности, в греческой литературе и греческом искусстве.
Как было указано выше, основным методом греческой науки было созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в античности получила астрономия. Действительно, что могло быть более достойным объектом созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами? Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему знаменитой апофеме. На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор отвечал: "чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".
Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и занимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у греков вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения.
Состязательное начало греческой культуры породило целую систему знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были олимпийские игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.
В греческом обществе постепенно утверждалась идея о победе в каком-либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет и уважение среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы состязались в силе, ловкости и упорстве, а победа в этих соревнованиях могла принести лишь славу, а не материальные блага.
Игры в Греции носили аристократический характер – участвовать в них могли лишь полноправные граждане полиса (из этого числа исключались женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).
Древнейшими и самыми важными были игры, впервые проведенные в 776 году до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и посвященные Зевсу. Начиная с этого времени, они повторялись каждые четыре года (до IV века нашей эры, когда римский император Феодосий I отменил Олимпийские игры, объявив их языческими забавами, не совместимыми с победившим в Риме христианством). Кроме олимпийских в Греции существовали еще Пифийские игры (в Дельфах), Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где когда-то Геракл убил каменного льва. Все игры сопровождались общегреческим перемирием, а наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны. Но эта скромная награда означала, что получивший ее является любимцем бога, и в этом качестве его чтили и прославляли, воздвигали в его честь статуи и слагали гимны.
Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в истории античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.
Особенностью греческой культуры является то, что она вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня.
На почве древнегреческой культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники.
Отточенность, яркость и глубина философской мысли, обширность вопросов, волновавших древнегреческих философов, вершины, которых достигло ораторское искусство, не перестают восхищать нас и сегодня.
Древняя Греция создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей древнегреческого мира, к которой обращались многие великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.
Боннар Андре, "Греческая цивилизация". I-IIIкниги.– Искусство, 1992.
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.
Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.
Гаспаров М. Занимательная Греция. – Наука и религия, 1990-1991.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.
Историки Античности. Древняя Греция. Древний Рим. Т. 1-2. – М., 1989.
История Европы. Т. 1 "Древняя Европа". – Наука, 1988.
Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. – М., Высшая школа, 1990.
Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989.