Новый сад разместился с противоположной стороны дворца по отношению к уже существующему саду, который тогда стали называть Старым. Это название сохранилось до настоящего времени. Новый сад был включен в последующем в ансамбль Александровского парка.
Автор проекта Старого сада этого периода не известен. Над практическим воплощением проекта работали садовые мастера Яков Рахлин и Корнелиус Шрейдер.
В композиции сада было сохранено принципиальное решение предыдущего периода, но в нее были привнесены элементы парадности, отвечавшие архитектуре зданий и назначению ансамбля того времени.
Планировка Нижнего плодового сада была сохранена. Все три аллеи оформлены стриженными зелеными стенами. Дуговая дорожка, пересекающая три радиальные, образовывала в центре у Нижнего сада полукруглую площадку, обрамленную зеленым амфитеатром, украшенным скульптурой. Восточной границей этого участка являлся Рыбный канал, за которым начиналась Эрмитажная роща.
Главным элементом убранства садов, господствующих тогда регулярных приемов, являлась стриженая растительность, которая своими геометрическими формами удачно подчеркивала причудливость барочных фасадов дворца и павильонов, представляла прекрасный фон для скульптуры, объединяя их в прекрасный ансамбль.
В результате многолетнего труда талантливых русских и зарубежных мастеров в конце 1756 года царско-сельская резиденция была отстроена. Отныне Царское Село стало местом официальных приемов русской знати и иностранных послов, которых приводили во дворец "для показания в покоях любопытства достойного украшения".
Елизавета до конца своих дней любила Царское Село больше всех других своих резиденций. В последний раз Императрица Елизавета была в своем любимом Царском Селе 8 сентября 1761 года, когда перед отъездом приняла во дворце угощения от Царскосельского управителя Удалова. Во время обеда играли два музыканта на скрипках, и был произведен пушечный салют при " питии за здравие Ее Величества".
Отец и сыновья Удаловы управляли вотчиной Цесаревны-Императрицы всю ее жизнь и вынесли на своих плечах все хлопоты по обращению небольшой малодоходной Сарской мызы в блистательную резиденцию пышного двора. Оказав Удалову честь принять от него перед отъездом обед, Императрица как бы простилась со своими верными и честными слугами: 25 декабря того же года Государыни не стало.
Новый этап в истории Царского Села наступил во второй половине XYIII века.
Царская резиденция значительно выросла и приобрела тот художественный облик, который, в основном, сохранился до нашего времени. Это произошло при Екатерине II, и с тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими.
Прежде всего, изменение художественного стиля проявилось в садово-парковом искусстве. В парковых постройках, возведенных В. Нееловым и его сыновьями - И. Нееловым и П. Нееловым, Посвятившими строительству Царскосельского ансамбля всю свою творческую жизнь, нашли отражение классические каноны. Украшением Екатерининского парка стал, сооруженный В. Нееловым, Мраморный мост. Не менее заметное место в старой части сада занимали и построенные в 1777 - 1780 годах по проекту И. Неелова в формах раннего классицизма Верхняя ванна ("Мыльня Их Высочеств") и Нижняя ванна ("Кавалерская"). Первая предназначалась для царской семьи, вторая - для придворных. Обеим постройкам архитектор придал черты парковых павильонов.
В то же время в разных концах Екатерининского и Нового сада возникали затейливые сооружения экзотического вида, с чертами архитектурного стилизаторства. Так, построенная В.Нееловым беседка * Большой каприз*, воз-веденная на высокой насыпи на границе Екатерининского, открыла целую группу парковых сооружений в ложно китайском стиле: Скрипучая беседка, Китайский театр, Китайская деревня, серия Китайских мостов.
Другие постройки В. Неелова - Адмиралтейство, Эрмитажная кухня - стилизованы под английскую готику. В течение немногим более одного десятилетия пейзажный парк, созданный В. Нееловывм, оказался насыщенным архитектурными паятниками, как правило связанными общностью темы. Победы русского оружия, одержанные во время войны с Турцией ( 1768-1774) , нашли отражение мемориальных сооружениях, созданных по проектам А. Ринальди ( Кагульсикй обелиск, Морейская колонна, Чесменская колонна) и Ю. Фельтена ( Башня-руина).
Одновременно со строительством парковых павильонов по приказу Екатерины II осуществлялась новая перестройка Большого ( Екатерининского) дворца, который казался императрице недостаточно вместительным. В 1779-1792 годах с северной и южной сторон дворца по проектам Ю. Фельтена и В. Неелова возво-дятся четырехэтажные флигеля- Церковный и Зубовский. При этом пришлось сломать две Антикамеры и парадную лестницу Растрелли. Перенос главного входа в центр здания исказил не только внешний облик дворца, но и задуманную зодчим Золотую анфиладу. В 1789-1792 годах И. Неелов возводит обособленный дворцовый флигель (*великокняжеский*), связанный с основным зданием перекинутой через дорогу аркой переходом. Неелов очень тактично включил в барочный дворцовый ансамбль новое здание, решенное в лаконичных формах классицизма. Простота архитектурного решения флигеля, позже отданного Царскосельскому Лицею, оттенялась пышностью растреллиевского дворца.
Этой постройкой завершилось формирование ансамбля Большого Царскосельского дворца.
Ч. Камерон, прибывший в Россию из Англии в 1779 году, работал над отделкой помещений в результате реконструкции дворца.
Одновременно с ним в Царском Селе работал другой выдающийся архитектор, выходец из Италии, Дж. Кваренги. В 80-е годы XYIII века им были поручены наиболее ответственные строительные работы в Царском Селе. Камероном во дворце были созданы два комплекса интерьеров: в южном крыле- парадные и личные комнаты Екатерины II , в северном - парадные и личные комнаты наследника, Павла Петровича, и его жены Марии Федоровны.
Решенные Камероном дворцовые интерьеры отличали простота и ясность пропорций, спокойный ритм, сдержанная цветовая гамма, строгость декоративных элементов, почерпнутых в арсенале классического искусства.
Однако, полностью талант Камерона, не только как архитектора-декоратора, но и как замечательного зодчего, раскрылся в созданном им в 1780 - годах комплексе сооружений, получивших название " Термы Камерона ". Он включал в себя Холодную баня с Агатовыми комнатами, прогулочную галерею- колоннаду с монументальной лестницей и пандусом и висячий сад.
Работы другого выдающегося мастера- Дж. Кваренги в Большом дворце были менее масштабны: он разработал проекты отделки двух комнат императрицы - Зеркального и Серебряного кабинетов, причем в последнем измени отделку, созданную Камероном. Однако вклад Кваренги в строительство царскосельских ансамблей весьма значителен. Ему принадлежит проект одного из самых совершенных по композиционному замыслу парковых сооружений русского классицизма - Концертного зала, романтического павильона " Кухня - руина ".
Главным же произведением Кваренги в Царском Селе стал дворец, возведенный для старшего внука Екатерины II - Александра и названный впоследствии Александровским (строительство начато в 1792 году). Строительство дворца велось по 1796 год. Выдающийся памятник мировой архитектуры, истинный шедевр русского классицизма возводился под надзором И.В. Неелова. После его смерти за строительством надзирал П.В. Неелов. Семья архитекторов Нееловых (отец и его два сына) проработали в Царском Селе в общей сложности более ста лет.
По приказу Екатерины II за юго-западной границей Екатерининского парка был основан новый уездный город София, слившийся в начале XIX века с Царским Селом. Для упорядочения слободы был издан Указ Екатерины II от 1 января 1780 года в котором было предписано: " При селе Царском, по правую сторону Новой дороги Новгородской, а по левую к Порхову идущей, устроить город под названием " София" и вместе с тем учредить Софийский уезд". С учреждением города Софии там появилась своя администрация с городничим, магитратом, ратушей, не подведомственная Царско-сельской.
В Царском Селе запретили строительство жилых домов, а чиновников, купцов и духовенство расселяли в Софии. На территории будущего города до начала массовой застройки стоял только каменный скотный двор с двумя башнями, обращенный в сторону Екатерининского парка. Эти башни, как и двухэтажный дом между ними, сохранились до наших дней и являются самыми старыми постройками в Софии.
В конце XYIII века был учрежден герб нового города " На розовом поле - Орел двуголовный в середине на голубом поле - белый Крест, в правой лапе -якорь, утверждающий незыблемость правления основательницы города, в левой светильник, как символ мудрости и просвещения Екатерины II.
Созданием нового города преследовалось две цели: с одной стороны - переселить подальше от дворца жителей Царско-сельской слободы, другой - создать образцовый уездный город, планировка которого органично включалась бы в парковую композицию.
Город был разбит на отдельные правильные квадраты с обширной площадью в центре. Здесь вначале была построена деревянная церковь Константина и Елены, замененная в 1788 году каменным Софийским собором .
Собор во имя Святой Софии премудрости Божьей был заложен 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II своим наружным обликом и планировкой, великолепным внутренним убранством напоминал храм святой Софии в Константинополе. Строительство проводилась создателем Таврического дворца в Санкт-Петербурге зодчим И. Е. Старовым по переработанному проекту архитектора Ч. Камерона. Полностью все работы были закончены весной 1788 года. Торжественное освещение собора состоялось 20 мая 1788 года.