Широкую известность за пределами Японии, в том числе и в нашей стране, получила техника складывания различных фигур из бумаги - оригами. В Японии для оригами продаются специальные наборы тонкой и достаточно мягкой бумаги - одноцветной, а также с рисунками и орнаментами, которая называется тиёгами, хотя производится типографским способом. Настоящая тиёгами печатается вручную, с деревянных досок и представляет собой специфическую разновидность гравюр укиё-э. В тиёгами сильно ощущается влияние орнаментики традиционного текстиля. Такой текстильный вариант представлен на фоне открытки с куклой.
В XIX веке тиёгами широко использовалась в городской среде для изготовления разного рода коробок, шкатулок, папок, конвертов. для оформления подарков и праздничного убранства. Нередко издатели применяли тиёгами для обложек книг и журналов. Был спрос на тиёгами и в других областях, в частности в кукольном деле.
В Эдо с конца XVIII века большую популярность приобрела бумажная кукла, получившая название "анэ-сама" ("старшая сестра"). Так обычно зовут дети своих старших сестер, но история куклы тянется вплоть до VIII века, и первоначально она использовалась в качестве магического фетиша. Эдоская "анэ-сама" не имеет лица, что придает ей определенное своеобразие, и, по мнению некоторых, благодаря этому основное внимание уделяется костюму и прическе. Есть и другие варианты "анэ-сама", в том числе и с лицами.
Кукла на рисунке 3 представляет современную «анэ-сама» в виде девочки в неброском, но очень красивом кимоно, с которым эффектно сочетается черно-желтый пояс — оби. При всей лаконичности и условности образа он тонко передает обаяние детства и в то же время сдержанную грациозную женственность.
Если условно разделить куклы Японии на игровые, декоративные и культовые, кукла «ИТИМАЦУ» попадает в разряд типичной игровой куклы. С такой куклой в свое время играли все женщины и дети.
У куклы «ИТИМАЦУ» сгибаются ручки и ножки, ее можно посадить, в зависимости от времени года переодеть или нарядить в любимую одежду. Изготавливают таких кукол из густо замешенных опилок, которые затем покрывают белым порошком из сожженных ракушек и полируют.
Обычно кукла «ИТИМАЦУ» олицетворяет девочку с челкой, однако, иногда встречаются и куклы-мальчики.
Первоначально эти куклы назывались «ЯМАТО» или «куклы, которые можно держать в руках», но после появления кукол, напоминающих молодого актера театра «КАБУКИ» из района Кансай Саногава Итимацу, их стали называть куклами «ИТИМАЦУ». Такие куклы изготавливались примерно до 20-х годов ХХ века, в настоящее время их осталось мало, поскольку они считались просто игрушками для детей.
Японские куклы, изготовляются из фарфора, керамики, дерева. Они одетые в национальные наряды из парчи, шелка, батиста. Над шитьем для кукол трудятся лучшие портные Японии, а прически делают профессиональные парикмахеры. Авторские куклы Кимэкоми – персонажи театра Кабуки – привлекают внимание яркими веерами, изящными нарядами, традиционными шелковыми фонариками, гроздью цветов в прическе.
Однако, это куклы не для игры. Это куклы а для любования…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так несколько открыток дали повод полистать отдельные страницы замечательной истории японской игрушки, не только познавательной, но и чрезвычайно увлекательной.
Интересно, что представленная на выставке Дальневосточного Художественного музея кукла «ИТИМАЦУ» носит имя Томэко. Долгое время она бережно хранилась в одном из древних родов старинного города Японии Киото, который не подвергался бомбардировкам во время Второй мировой войны. Имя Томэко присвоено кукле в связи с ее путешествием в Россию.
Японская культура в силу целого ряда исторических и географических факторов в высшей степени самобытна. Каждого, кто знакомится с ней, поражает необыкновенно высокий художественный вкус, которым она отмечена, оригинальность и тонкость ее эстетических принципов.
К сожалению, такая сторона японской культуры, как изобразительное искусство освещается в экспозициях российских художественных музеев и галерей далеко не в том объеме, который требуется для того, чтобы удовлетворить действительный интерес европейских зрителей к таинственному и загадочному искусству Японии.
В сегодняшней Японии искусство кукол стало предметом эстетического созерцания, таким же как культурные ценности далекого прошлого - картины и скульптуры, хранящиеся в музеях. Оригинальное искусство японских кукол, должно стать новым импульсом к дальнейшему изучению культуры наших японских соседей и творческой основой для размышлений о проблемах эстетики сегодня.
Список литературы
1. Материалы сервера «Журнал "Япония сегодня"
2. Материалы сервера Нижегородского литературно-мемориального музея Н.А. Добролюбова
3. Материалы сервера Дальневосточного художественного музея
4. Материалы сервера Япония как Япония
5. Материалы сервера Японское Море