Став бригадиром, он требовал от членов бригады не отставать от него ни на уборке хлебов, ни на сенокосе. Идущие за ним, отмечает писатель, ненавидели бригадира. Они никак не могли понять: зачем такое рвение и напряжение сил, если платят всем все равно одинаково. Уравниловка в оплате труда была тормозом для проявления любых ростков возвышенного у членов бригады. Но для Михаила Пряслина она не стала сдерживающей фактором. Он неизменно стремился к лучшему, совершенному в труде и в отношениях с людьми. Бригада не приняла его. Победило «уравнительное» мнение, далекое от возвышенного.
Но, обратившись к фактам проявления патриотизма, отваги и героизма наших граждан в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, можно обнаружить сотни и тысячи примеров бескорыстных подвигов и поступков. За годы войны, например, произведено 5 млн. 300 тыс. награждений военнослужащих орденами и 7 млн. 580 тыс. награждений медалями: Более 11 тысяч человек удостоены звания Героя Советского Союза. Всего за годы войны орденами и медалями было награждено свыше 7 млн. советских воинов. За доблестный труд в тылу были награждены более 12 млн. человек.
Несомненно, что подвиги на фронте и в тылу советские люди совершали во имя Родины, народов Отечества, во имя сохранения независимости страны и защиты отечественной культуры. Прекрасное и возвышенное, тесно связанное с трагизмом неизбежных потерь и разрушений, проявлялось массово, но, как правило, не пафосно, не рекламно, а жизненно, повседневно.
Писатель В.Шишков в небольшом рассказе «Дед Андрей» описывает, например, эпизод сбора народных денег сибиряками на боевую технику для Красной Армии. Дед Андрей слыл среди односельчан скупым и прижимистым, но работящим и богатым человеком. Получив от внука письмо с фронта, где рассказывалось о том, что в Подмосковье собраны народные деньги на танковую колонну, он глубоко задумался. И когда в колхозе тоже стали собирать деньги на боевую технику, дед Андрей не сразу решился отдать свои сбережения. В связи с пониманием возвышенного интересен финал рассказа. Когда весь зал ликовал и приветствовал деда Андрея, его там уже не было. Для него, вероятно, главным и возвышенно-ценным была победа над своей скупостью. «Он, - пишет В.Шишков, - торопился домой. «Господь сподобил... доброе дело, самое добрецкое», - выборматывал он сам себе, и на обычно хмуром лице его светилась улыбка». Прекрасное и возвышенное в служении Родине, в защите ее от фашистских агрессоров не менее прекрасно и глубоко жизненно отразили в своих произведениях писатели А.Толстой, М.Шолохов, Л.Леонов, С.Сергеев-Ценский, А.Фадеев, К.Федин, В.Шишков, П.Павленко, Л.Соболев, Б.Горбатов, В.Катаев, А.Платонов, Н.Чуковский, Ю.Бондарев, Ю.Нагибин, В.Закруткин, Б.Полевой, В.Астафьев, И.Падерин, В.Тельпугов и многие другие. Прекрасное и возвышенное в годы Великой Отечественной войны приобрело особое звучание в творчестве поэтов: В.Лебедева-Кумача, Д. Бедного, Н. Тихонова, А Суркова, М. Исаковокого, А. Прокофьева, О. Берггольц, А. Твардовского, К. Симонова, М. Джалиля, А Фатьянова, В. Рождественского, С. Маршака, К. Кулиева,С. Щипачева, С. Михалкова, М. Дудина, Е. Долматовского, Л. Ошанина и многих других. Героическому и возвышенно-гражданскому в годы войны посвящали свои произведения художники, музыканты, театральные деятели, артисты эстрады, представители других видов искусства.
Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным. В сравнении с предательством, обманом, трусостью, двуличностью, бесчестием, несправедливостью, религиозным фанатизмом или бюрократизмом то положительное, что выражено в прекрасном и возвышенной воспринимается более глубоко. Для художественного творчества такое противопоставление не только требование объективно отражать жизнь и не менее объективно воспроизводить художественную культуру, но и стиль самого творчества. Важной категорией эстетики является«трагическое».Она отражает острую борьбу различных сил и самих людей. Содержание трагического составляют глубокие человеческие переживания, страсти, страдание и горе, ценностно значимые утраты, отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. Обобщенное определение трагического проявляется более конкретно, а в художественном творчестве может выражаться непосредственно, открыто, зримо или опосредованно, скрыто, неявно.
Трагическое соотносится скомическим.Категория «комическое» так же отражает борьбу различных сил и самих людей, их жизненные ситуации и характеры, но через несерьезность (шутливость) или никчемность, мелочность, неполноценность, поверхностность. Комическое позволяет сравнивать предметы и процессы, отношения людей и их качества с подлинным, настоящим, серьезным и глубоким, критически осмысливать себя и окружающую действительность.
В художественном творчестве комическое может быть представлено не только шуткой, но и насмешкой, издевкой над человеческими слабостями. Оно выражается юмором, сатирой, иронией и сарказмом. В этих формах комического отношения людей и сами люди характеризуются с нарастанием доли насмешливого и остро-оскорбительного.
Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры
Искусство как форма культуры
Искусство - это специализированное художественное творчество. Оно выступает главным элементом художественной культуры как вида духовной культуры общества. Специфика искусства как профессионального творчества состоит в следовании традициям, сложившимся в литературе, музыке, танце, живописи и т.д., а также в новаторском переосмыслении произведений прошлого и создании новых. Поэтому творчество профессионалов в искусстве тесно связано с народным художественным творчеством. Но данное творчество имеет всегда авторский характер. Каждый представитель искусства стремится к неповторимости своего творчества, которая выражается в стиле, жанре, формах и других отличительных признаках.
Так, в изобразительном живописном искусстве есть художники портретисты, пейзажисты, баталисты, а также реалисты, кубисты, сюрреалисты или супрематисты и др. С одной стороны, они избирают для своего творчества существующие традиционные направления, жанры и стили. А с другой - привносят что-то свое, неповторимое, как И. Репин или И. Айвазовский, П. Пикассо или С. Дали, К. Малевич.
Природу можно воспринимать как среду обитания людей, источник сырья и ресурсов для промышленности, сферу земледелия или правовых отношений между государствами и другими субъектами. Но природа - один из первых и традиционных объектов эстетического отражения и художественного воспроизведения. Примером такого эстетическо-художественного отображения природы может послужить четверостишье С.Маршака.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист!
Современное искусство очень многообразно. Оно включает следующие основные элементы:
1. Архитектура («застывшая музыка»)
2. Изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, мозаика и др.
3. Художественная литература
4. Музыкальное искусство
5. Хореография
6. Театральное искусство
7. Эстрадное искусство
8. Киноискусство
9. Цирковое искусство
10. Декоративно-прикладное искусство
11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство
12. Компьютерное художественное творчество и др.
Дискуссионным остается вопрос о соотношении искусства и художественного народного творчества; искусства и массовой культуры. В современном понимании творцами искусства являются только специалисты – люди, имеющие соответствующее образование, профессиональную подготовку.
Искусство имеет авторский характер. Оно преимущественно коммерциализовано. Занятие художественным творчеством представляет для профессионала не только увлечение, реализацию своих интересов и способностей, но и источник средств к жизни. Качество художественного творчества не всегда учитывается как признак созданного произведения искусства.
Народная культура самобытна. Художественное народное творчество - процесс стихийной самореализации людьми своих художественных способностей, а также результат отражения ситуаций и событий практики, мечтаний о лучшей жизни, фантазий. Произведения народного творчества не имеют авторов, они не создаются специально для развития того или иного направления художественного творчества и не связаны с добыванием средств жизни.
Сказания и предания, былины, народные сказки и песни, пословицы и поговорки, частушки и музыка создаются многими людьми, народам». К художественному народному творчеству относятся многие промыслы, существующие как традиция и не получившие характер организованных производств со специально подготавливаемыми кадрами, орудиями и средствами творчества. К художественному народному творчеству условно можно отнести и любительское авторское творчество. К искусству оно не относится из-за любительского характера. Но оно может быть качественным, составлять источник получения средств к жизни. Любительские современные произведения - авторские, хотя авторство, как правило, не закреплено юридически и может быть со временем утеряно.
По своим признакам и особенностям воспроизведения бытия, устойчивости существования в художественно-эстетической культуре общества, конкретных народов художественное неспециализированное творчество можно отнести к искусству. К такому творчеству также применимы категории эстетики как теории искусства. Вместе с тем народное художественное творчество - относительно самостоятельный элемент художественной культуры. .