Искусство проявляет себя в духовной культуре общества своими функциями, признаками, содержанием, особым языком передачи художественно-эстетической информации. Искусство «оформляет» духовную культуру своими образами и стилями, категориями и принципами.
Искусство как форма культуры-это один из способов существования содержания духовной культуры и ее модификаций, внутренняя организация содержания духовной культуры и внешний облик конкретных ее проявлений, связанный с внутренним единством содержания.
Искусство выступает одной из форм духовного освоения мира человеком. Возникая в процессе трудовой деятельности, искусство приобретает относительную самостоятельность в духовном освоении бытия благодаря своим особым признакам, образам, языку. Искусство удовлетворяет эстетические потребности людей, воспроизводя себя в художественных произведениях и воздействуя на духовный мир человека. Такие явления в искусстве, как эстетический идеал, эстетический вкус, чувство прекрасного и другие, позволяют выявлять через форму искусства красивое в природе и в жизни людей, то, что нравится всем или многим как чистый образ, лишенный всякой утилитарной окраски.
Искусство как форма духовной культуры - необходимый и закономерный способ существования человека и человечества. Оно регулирует жизнедеятельность людей по своим законам: закону красоты, закону совершенства, закону возвышенности духовных ориентаций человека и его практической жизни; закону трагического и комического в функционировании общества и т.д. Искусство, как и мораль, формируют ценностное восприятие и понимание бытия.
Как форма культуры, искусство упорядочивает духовную жизнь общества своими средствами и способами, позволяет соединять культурность людей с их цивилизованностью. Художественные формы музыкального, театрального, изобразительного, литературного, эстрадного, циркового и других видов искусства демонстрируют уровень и качество развития всей духовной культуры. Они - зримый и конкретный показатель гуманизма и миротворчества, достигнутых обществом. Формы искусства - свидетельство поворота общества к человеку и среде его обитания - природе. К человеку как первому элементу и главной ценности социально-исторического процесса. К природе как исходному источнику понимания совершенного и прекрасного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказанное свидетельствует о том, что на первый план в созидательной деятельности мирового сообщества выдвинулась задача воспроизведения культурной личности. Главными ценностями у нее должны быть образованность и воспитанность, такие конкретные качества, как гуманизм, ответственность, позитивная общечеловеческая мировоззренческая ориентация. То есть все то, что и составляет содержание культуры личности. Важно изучать положительный исторический опыт своего народа, планетарной цивилизации, не допускать повторения трагических событий прошлого. Наука культурология нацелена на решение этих и многих других проблем настоящего и будущего развития. Отдельному человеку изучение культурологии поможет оптимально интегрироваться в функционирование культуры, сформировать необходимые качества.
Таким образом, нравственная и эстетическая культура - это важнейшие традиционные для человека и общества элементы их культуры. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нравственная и художественная культура - явления практического функционирования не только духовной, но и материальной культуры общества. Искусство выступает важным средством привнесения в духовную культуру художественных образов, прекрасного и возвышенного. Оно формирует и воспроизводит духовную культуру по законам красоты.
Список литературы
1. Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2001.
2. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2000.
4. Антология русской философии. Т.1 СПб., 2000 стр. 483-484.
5. История второй мировой войны. 1939-1945. Т.12, 1982, стр. 492.
6. Борев С.В. Эстетика: В 2 т. М., 2000.
7. Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998.