Портретное телевизионное интервью может выступать главной составляющей фильма-очерка. Такой портрет многомерен. Герой может предстать перед зрителем в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия и т. д. Важнейшими здесь являются неподдельные эмоции героев, именно невербальная информации, которая заставляет сопереживать участникам передачи. Наиболее наглядные примеры – «Момент истины» Андрея Караулова, циклы передач Урмаса Отта, «Герой дня», «Час пик» и т. д.
Проблемное интервью - едва ли не самый сложный вид из всех рассмотренных нами выше видов интервью. Интервьюер должен заранее продумать основные тезисы беседы, свои вопросы и суждения, а также – возможные контраргументы собеседников, их реакцию на свои вопросы и свою – на их ответы.
Портретное и проблемное интервью несколько выходят за рамки информационности и примыкают к группе аналитических жанров
2.2. Техника жанра
В первой части второй главы мы рассмотрели интервью как жанр, определили характерные черты интервью разных видов, как то: интервью в газете, интервью на радио и телевидении. В целом все три вида одного жанра, как мы видим, похожи. Однако между ними есть существенная разница, которая вскользь была отмечена в самом начале. Различие это заключается уже в том, что радио и телевизионное интервью весьма наглядны, что очень сложно сказать о газетном интервью. И, как отмечено выше, в этих случаях телезритель и радиослушатель становится неким третьим участником, хотя в процессе интервью непосредственного участия не принимает. Для потребителя информации качество наглядности телевизионного и радиоинтервью – явление важное, поскольку в этом случае он сам может судить, что, как и почему происходит. Для журналиста в этом же качестве заключается сложность – как обеспечить потребителя яркой, наглядной, интересной, важной информацией, чтобы он не переключил телевизор на другой канал, а радио – на другую волну.
Конечно, немалый интерес для потребителя представляют и газетные интервью. Однако, как мы уже отметили в первой главе, этот вид интервью отличается субъективностью подачи материала. Здесь журналист в праве опустить вопросы и ответы, которые он считает менее важными для достижения намеченной цели, и более полно и ярко изложить другие. Он может поменять порядок вопросов, если это необходимо. И в этом случае интервью, вышедшее на страницах газеты – это вовсе не точная копия разговора, проходившего между интервьюером и интервьюируемым.
В то же время мы не можем упустить из виду тот факт, что именно газетное интервью является прародителем всех типов интервью. Поэтому, рассматривая технику ведения интервью, мы должны обратить внимание на схожесть некоторых методов подготовки и ведения интервью.
Самый первый этап любого интервью – это, конечно, подготовка к нему. Позицию интервьюера можно выразить примерно следующей формулой: я знаю, что ты знаешь, чего не знаю я. Интервьюер не имеет права начинать разговор без предварительной подготовки к нему. Конечно, он в праве не знать каких-то тонкостей, но предварительное выяснение общих обстоятельств – вежливость журналиста по отношению к интервьюируемому. Однако тут существует определенная степень риска впасть в притворство, то есть знать все настолько хорошо, что интервью будет носить условный характер. Но с другой стороны, глубокое знание предмета позволяет журналисту вести более содержательный разговор, направлять его в нужное русло, находить детали, известные лишь самому собеседнику.
Важную роль в процессе интервью играют вопросы. Здесь важно помнить следующее:
1. вопросы должны быть ясными. Если собеседник не понял вопроса, то виноват журналист, а не собеседник. Чтобы вопрос был ясен собеседнику, его должен понимать, прежде всего, сам интервьюер.
2. не следует допускать односложных ответов. Вопросы, предполагающие односложные ответы могут быть использованы в редких случаях в радио и телепередачах, но только тогда, когда это позволяет ведущему избежать подробного представления гостя, или если журналист хочет, чтобы собеседник вынес решающее суждение, подытожил мысль.
3. задавая вопросы, необходимо помнить о корректности и уважении к собеседнику. Этическое чувство должно подсказывать журналисту не прозвучит ли его вопрос слишком щекотливо. Необходимость предвидеть реакцию интервьюируемого есть проявление профессионального уважения к партнеру.
4. вопрос должен быть интересен.
Практика поставила перед журналистами, работающими в жанре интервью, несколько творческих вопросов. Следует ли знакомить интервьюируемого с вопросами заранее? Может быть, лучше назвать только тему будущего разговора, а вопросы задавать по ходу передачи?
Мировой опыт в области интервьюирования показывает, что успех интервью зависит от многих условий. От того, насколько ясно и глубоко представляет свою задачу журналист, когда берет интервью; насколько четки и конкретны требования редакции; от того, насколько хорошо подготовлены участники разговора.
Корреспондент имеет право задавать вопросы с целью получить такую информацию, которая носит специальный, личный, персональный характер, которая нова, малоизвестна, которую читателю, слушателю, зрителю будет логично узнать именно от этого человека.
В процессе радио и телеинтервью важно помнить, что именно интервьюируемый скажет то самое интересное и важное, ради чего происходит передача. Поэтому журналист должен внимательно следить за ходом интервью, чтобы в процессе корректировать свои планы. Например, не задавать «планового» вопроса, если собеседник по существу уже на него ответил. Кроме того, увлекшись разговором, интервьюируемый может далеко отойти от темы. И интервьюер должен быть очень внимателен, чтобы в нужный момент тактично направить говорящего в русло заданной темы.
Заключение
Таким образом, в проделанной работе мы рассмотрели интервью с точки зрения его позиции в жанровой системе журналистики. Для этого нами подробно была рассмотрена сама система жанров, определены ее основные составляющие, названы главные черты. Посредством последнего нами было определено место, которое интервью, с нашей точки зрения, занимает в системе жанров.
Но, принимая во внимание тот факт, что предметом исследования была не столько система журналистских жанров, сколько интервью, как одно из составляющих этой структуры, целесообразным, на наш взгляд, было также и изучение интервью как жанра. С этой целью нами была рассмотрена эволюция интервью в ее связи с развитием техники, то есть газетное интервью, радио и телевизионное интервью, а также техника интервьюирования.
Проделанная работа будет использована для продолжения темы интервью, его методов и т. д. Также может быть использована в качестве пособия по ведению интервью на практике.
Список литературы
1. Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 304с.
2. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе: Уч. пособие. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. – стр. 274 – (Практическая журналистика).
3. Жанры радиожурналистики: интервью//www.vlazrum.ru
4. Муратов Сергей Александрович. Диалог: Телевиз. общение в кадре и за кадром. – М.: Искусство, 1983. – 159с.
5. Основы радиожурналистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 264с.
6. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет: заметки о телевидении. – М.: Искусство, 1990. – 207с., [8] л. ил.
7. Плешаков Л. Интервью – начало всех начал // Профессия – журналист. 2000. № 10
8. Плешаков Л. Интервью: не торопитесь с вопросами, лучше расскажите что-нибудь сами // Профессия – журналист. 2000. №11
9. Плешаков Л. Вопросы-ловушки, или Как проверить непроверяемое // Профессия – журналист. 2001. №1
10.Плешаков Л. Интервью: всякое лыко – в строку, редкое слово – в строчку // Профессия – журналист. 2001. №2
11.Плешаков Л. Интервью: проход по минному полю // Профессия – журналист. 2001. №3
12.Плешаков Л. Иллюзия очевидности // Профессия – журналист. 2002. №1
13.Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. С56 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 1600с., ил.
14.Соколовская В. Токи-воки // Профессия – журналист. 2001. №3
15.Тагина Т. Силки для ньюсмейкера // Профессия – журналист. 2001. №9
16.Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, 1998:-288с.
17.Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312с.
18.Цвик В. А. Журналист с микрофоном. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 40с.