Смекни!
smekni.com

Архитектурные формы Месопотамского искусства (стр. 2 из 4)

В период Убайд, с появлением городов, скромные сельские храмики-амбары кое-где превращаются в сооружения внушительных размеров со сложной планировкой и многочисленным персоналом. Помимо главного жреца и его помощников, а также музыкантов, певчих и других лиц, занятых в культовых церемониях, храм и его хозяйство обслуживал целый штат управителей, контролеров, учетчиков, кладовщиков. На храм работали постоянно или какое-то время в году многие жители селения.

Сложное храмовое хозяйство, в которое было вовлечено множество людей, требовало создания системы учета. Поначалу пользовались специальными учетными фишками, глиняными шариками, конусами, дисками, обозначавшими корзины с зерном, кувшины с маслом и пивом, животных. Позднее эта система вытесняется сложившимся на ее основе письмом. Самые ранние глиняные таблички с оттиснутыми или процарапанными знаками археологи находят в руинах древнейших храмов Шумера. При храмах возникают и первые школы для обучения будущих чиновников. Любопытно, что сами жрецы долгое время оставались неграмотными, получая и передавая свои знания изустно. Священные тексты, гимны и молитвы стали записываться со второй половины III тыс. до н. э., когда "ребусное" письмо превратилось наконец в подлинную письменность, с помощью которой можно было точно передать звучащую речь.

При раскопках Урука на священном участке Эанна археологи открыли несколько храмов конца IV - начала III тыс. до н. э. Один из них, так называемый "Известняковый храм", отличался своими внушительными размерами - 76х36 м.

Внешний облик месопотамских храмов, как и их долговечность, во многом определялся строительным материалом, который использовали шумерийцы и вавилоняне. В стране не было ни строительного леса, ни хорошего камня; даже топлива для обжига кирпичей не хватало. Все постройки - и дома простых граждан, и дворцы, и храмы, и крепостные стены - возводились из крупных глиняных блоков и из сырцового кирпича. Обожженным кирпичом обычно облицовывали только нижнюю часть храмовых и дворцовых стен.

Непрочный и тяжелый материал ограничивал возможности строителей. Месопотамская архитектура отличалась глухими массивными стенами, скупостью простых прямоугольных форм и тяжеловесностью. Стены высоких сооружений приходилось делать очень толстыми, но тогда под их тяжестью скоро начинал проседать не слишком прочный и к тому же подтачиваемый влагой фундамент. Обычно дом, если за ним хорошо смотрели, мог простоять лет 30-50, храм или дворец - 100-150 лет. После этого строение настолько ветшало, что проще было его разрушить, утрамбовать площадку и выстроить на ней новое здание, чем без конца то здесь, то там ремонтировать и укреплять подпорками старое.

Некоторые храмы в Эреду и Уруке восстанавливались таким образом раз по двадцать: самые древние святилища относились еще к IV тыс. до н. э., а последний раз храмы обновлялись в III в. до н. э., уже при греческих царях, потомках Селевка.

Классической формой месопотамских храмов стала ступенчатая башня - зиккурат. На высоком основании, сложенном из многих рядов кирпича, возводился с уступом следующий ярус, поменьше, на нем - третий и т. д. Лучше других сохранился четырехступенчатый зиккурат в городе Уре.

Но самым известным в истории зиккуратом стал храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой (вавилонском столпотворении) говорится в Библии. Этот плохо сохранившийся зиккурат Эсагила описал в первой книге своей "Истории" Геродот: "Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая сторона его длиной в два стадия (1стадий равен 177,6 м). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней - еще башня, в общем - восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм".

Храмы планировались и строились так, чтобы наглядно продемонстрировать могущество божества и лучше защитить сокровищницу и служителей. В главном внутреннем зале храма помещали изображения божеств. Таким изображениям и в общественном храмовом культе, и в обрядах, совершавшихся частным образом, отводилась главная роль. Как правило, храмовые статуи богов изготавливали из ценных пород дерева и покрывали пластинками из золота и слоновой кости; для глаз использовали драгоценные камни. Статую облачали в пышные одежды, венчали короной, украшали драгоценными ожерельями, подвесками и браслетами. За редким исключением изображения шумерских и вавилонских богов имели человеческий облик и обычные человеческие пропорции.

После того как мастера в особой мастерской изготавливали или обновляли статую, она проходила тайные ритуалы освящения - наделялась "жизнью", глаза и уши ее "отверзались" а уста "омывались". Деревянный идол становился сосудом божественного присутствия. До наших дней не дошло ни одной храмовой статуи божества. Судить о них можно лишь по отрывочным упоминаниям в клинописных текстах, по миниатюрным копиям для домашнего культа и по изображениям на цилиндрических печатях и рельефах. Многочисленные сохранившиеся статуи изображают адорантов(почитателей божества) - правителей, важных жрецов, сановников и просто состоятельных людей. Такие статуи дарили храмам, где они и представляли изображаемых людей.

Доступ в зал, где стояла статуя божества, был открыт, по-видимому, только узкому кругу жрецов. Даже цари обычно не имели права входить к божеству. Простые граждане видели божество редко, как и своего царя, - только во время праздничных церемоний, когда храмовую статую торжественно проносили по улицам города. Считалось, что божество при этом освящает и благословляет округу.

Храмы являлись важнейшими хозяйственными центрами в городах Месопотамии. Им принадлежали поля, пастбища, бесчисленные стада скота, на них трудились тысячи общинников и сотни храмовых рабов. Храмы часто вели через своих торговых агентов крупную караванную и морскую торговлю с соседними и дальними странами; они выдавали под проценты ссуды зерном и серебром, скупали и перепродавали недвижимость, сдавали внаем и арендовали дома, сады и т.д. При храмах находились мастерские, склады, архивы, библиотеки и школы. В храмовые сокровищницы стекались весьма значительные ценности.

Обладая непререкаемым авторитетом в религиозных делах и огромным экономическим могуществом, высшее жречество оказывало большое влияние на всю жизнь страны. Даже деспотичные ассирийские цари вынуждены были считаться с интересами храмов. Делая богатые дары почитаемым храмам, правители старались снискать расположение не только богов, но и жрецов. И все же отношения между служителями богов и царским дворцом далеко не всегда были "гармоничными", и не один месопотамский правитель поплатился жизнью за ущемление храмовых привилегий. Долгое соперничество между жречеством и царями кончилось "победой" храмов, которые пережили дворец почти на 600 лет. Когда в Вавилонию пришли персы, а потом и греки, они не решились тронуть храмы, где жизнь продолжала течь по издревле заведенному порядку. Древние храмы Месопотамии окончательно пришли в запустение только в

I в. н. э., когда последние общины вавилонян растворились в среде нового населения - арамеев, халдеев, арабов, персов и эллинов.

В Месопотамии Ашшур, возвышающийся на скале, нависающей над Тигром, был, по-видимому, самым южным городом, выросшим из святилища, первоначально расположенного на вершине холма, и прилегающего к нему селения. Вверх по реке, севернее Ашшура, у подножия гор Загра и на северо-запад города, по-видимому, были расположены так же. Это подтверждает хеттская иероглифическая пиктограмма, обозначающая ''город'', на которой изображен крутой холм.

Город на холме мог расти, включая в свою территорию расположенные внизу поселения, и не обязательно превращаться при этом в так называемый город-цитадель; не следует также уподоблять этот процесс тому, который происходил с греческими городами. Типичный акрополь греческого города содержит древнейшие святилища, которые в нижнем городе были позже заменены новыми храмами, часто превосходившими своим великолепием древние и имевшие даже большее культовое значение. Сам акрополь, как центр общины, терял тогда свое значение и становился лишь частью, хотя и важной, городской системы укреплений. Подобное явление было невозможно на древнем Ближнем Востоке, где присутствие божества в храме ощущалось столь конкретно, что святилища навсегда оставались на одном и том же месте. Значительное различие между городом на холме и городом-цитаделью заключалось в существовании стены, которая окружала храм и дворец, образуя город внутри города и отгораживая их от жилищ простых горожан. Этот внутренний, или священный город сохранился как особый образец городского поселения в Евразии вплоть до наших дней. Таковым является московский Кремль и ''запретный город'' Пекина. Термин kirhu,которым обозначают этот своеобразный тип города в Месопотамии, не является по происхождению ни аккадским, ни семитским, и, таким образом, он явно указывает, что город-цитадель возник в результате чужеземного влияния. Им называют часть города в текстах из Мари, Чагар-Базара и Нузи, этот же термин применяется и к городам Армении; еще раньше мы встречаем его на победном обелиске, воздвигнутом вавилонским царем.