Смекни!
smekni.com

Судьба пролеткульта (стр. 2 из 2)

В. И. Ленин считал, что на 1 съезде Пролеткульта дожна быть внесена ясность прежде всего в вопрос о его положении в системе диктатуры пролетариата.

Нарком просвещения А. В. Луначарский еще на Петроградской конференции в 1917 г. в своем выступлении подчеркивал, что культурно-просветительское движение должно занимать место в общем культурном развитии рядом с политикой, профессиональным движением и кооперацией. Из этого видно, какое важное значение Луначарский придавал культурному развитию пролетариата и считал, что эта форма рабочего движения должна быть самостоятельной. Впоследствии Луначарский согласился с мнением Ленина о том, что Пролеткульт должен быть под контролем Наркомпроса.

В декабре 1920 г. в «Правде» появилось письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», которое нанесло окончательный удар по независимости этой организации. Со временем руководящие органы Пролеткульта были ликвидированы как «антипартийная автономия», а все среднее звено обязывалось руководствоваться в работе направлениями, диктуемыми Наркомпросом и РКП(б).

В 1920-1924 гг. число пролеткультов сократилось с 300 до 77. В последующие годы этот процесс продолжался. Правда, свертывание работы Пролеткульта в большей мере было вызвано экономической необходимостью. К 1925 г. Пролеткульт вошел в профсоюзы. Но кое-где на местах некоторыми ретивыми борцами с пролеткультами была разрушена сложившаяся система пролетарских самодеятельных культурно-просветительских учреждений. В 1927 г. осталось всего шесть пролеткультов. А в 1932 г. после принятия резолюции ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» пролеткульты растворились в соответствующих творческих союзах.

Влияние, которое Пролеткульт оказывал на рабочий класс, было не столь прямолинейным, но оно проникало в сознание через рядопосредующих звеньев пролеткультовской теории и практики и этим становилось весьма опасным. Ведь с проявлениями пролеткультовской идеологии мы сталкиваемся на всем протяжении истории советской культуры.

В 1921-1922 гг. В. И. Ленин обосновывает новую модель движения нашей страны к социализму. Основной упор в ней был сделан на многоэтапность, курс на постепенность в накапливании необходимой социализму культуры. При этом Ленин подчеркивает, что величие задач строительства социализма контрастирует с материальной и культурной нищетой. Но этот разрыв, по его мнению, может быть преодолен в ходе осуществления культурной революции. Конечно, акцент в этой культурной революции переносится не столько на создание новой культуры, сколько на усвоение элементарного, необходимого, общечеловеческого из мировой культурной практики. Ленинская идея культурной революции включала в себя следующие задачи преобразования российской действительности: от поголовной грамотности, достаточной степени толковости, достаточной степени приучения населения пользоваться книгами до освоения всего духовного наследия, от заботы об исторических сокровищах народа до создания новых ценностей, от соблюдения человеческой порядочности, культуры поведения до утверждения культуры демократии, от организации труда и быта до внедрения новейших достижений науки и техники.