Смекни!
smekni.com

Духовность человека (стр. 3 из 3)

Именно осознание и глубокое переживание своего безобразия становится часто начальным импульсом самоперевоспитания личности. И его-то не хватает тем, кто, однажды встав на путь нравственного порока, все ниже и ниже опускается в своем падении. Как бывает необходим в таких случаях взгляд человека на себя как раз в момент наиполнейшего унижения своего достоинства! И взгляд именно под углом оценки и переживания низости и пошлости своего поступка, чтобы проснулось в нем и содрогнулось нравственное самосознание, породив чувство отвращения к себе самому, которое послужит мощным стимулом самоисправления.

4. Следует выделить и еще одну важную сторону самоотношения - этическую. Во всех сферах своего отношения к действительности, обществу, коллективу, людям (близким и дальним») ччловек руководствуется нравственными принципами, нормами, идеалами, оценками. Это помогает ему выработать определенный модус отношения к миру, максиму для поступков в разных жизненных ситуациях, обрести прочные ориентиры в оценке своих действий и общестяенных явлений с точки зрения добра и зла, нравственного и безнравственного, добродетели и порока.

Для полноценной нравственной жизни личности недостаточно одного только ориентирования морального сознания во вне. Необходим взгляд на себя, оценка и изменение себя самого в соответствии с определенными нравственными требованиями, в обществе - в соответствии с принципами и нормами демократической морали. Иными словами, необходимо этическое отношение к себе самому. По своему содержанию оно в известной мере , совпадает с этическим отношением человека к миру, совпадает в главном, в тенденции, поскольку это применение тех же общественных этических ценностных ориентиров, подход к себе самому с теми же «мерками», с которыми общество подходит к оценке других людей и данной личности в том числе.

Однако способ применения этих общих этических оценок, «мерок» - другой. Человек направляет требования, оценки и нравственные санкции на себя самого. И в этом случае он может выступать в отношении себя более требовательным или более снисходительным, чем в отношении к другим. Уже здесь заключается возможность внутреннего разлада, раздвоения нравственного сознания личности. Объективно самого себя оценить и судить труднее, чем других. И если такой разлад проявляется в нравственном сознании личности (мы не касаемся здесь тех случаев, когда он запрограммирован самой объективной обстановкой или содержанием социально-этической концепции), его роль более пагубна, чем просто лицемерия, ибо нарушается целостность мироотношения человека.

Особенно пагубна для духовного развития человека, для самовоспитания снисходительность в требованиях к себе самому. Склонность к самопрощению, постоянное ослабление «внутренней узды, потакание своим слабостям, оправдание склонности к внутренней тени, бездумному времяпрепровождению, расслабленности, безволию в конце концов ведет к разрушению нравственного самосознанияя деградации личности. И все это может находить оправдание в софизмах типа: «и другие не лучше», «самоанализ - моральное самоедство» и т. п.

Отношение к миру предполагает органическое единство мироотношения и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и к себе самому в соответствии с задачами строительства нового общества. И, пожалуй, в первую очередь к себе самому. Если проявление снисходительности, терпимости по отношению к другим людям в тех случаях, когда это не касается вопросов общественно важных, идейно и нравственно принципиальных, не наносит ущерба моральному росту человека, а, напротив, свидетельствует о его гуманности и благородстве, то попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и в конечном счете может обернуться деградацией духовного облика личности.

Формирование отношения человека к обществу есть в то же время и формирование самоотношения. Поэтому подлинные отношения смогут утвердиться лишь тогда, когда, используем образное высказывание В. А. Сухомлинского, «каждый - буквально каждый - человек станет властелином собственных поступков, когда строгим судьей каждого станет собственная совесть, когда человеку будет стыдно перед собой несравненно больше, чем перед другими». Для выработки такого самоотношения нужна огромная воспитательная и самовоспитательная работа. Нужны не просто определенные философские, политические, эстетические, этические знания, но и умение применять их в жизни, в своей деятельности, познавать себя, оценивать себя критически, строго требовать о себяя владеть своими внутренними силами, самому управлять своим внутренним ростом в соответствии с требованиями общества. Важно овладеть искусством и не только «нравственно себя вести», но и «себя растить». Но последнее- искусство более высокого порядка.

Как видим, самосовершенствование не есть просто «сторона», «часть», «продолжение», «дополнение» воспитания. Оно прежде всего является существенным моментом воззрения человека на мир и на себяясамого как на субъекта активной преобразовательной деятельности. Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущербно без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов - воззрение человека на себя самого. Точно так же обстоит дело и с мироотношением.

Поэтому проблема самовоспитания, самосовершенствования личности - не узко педагогическая. Это мировоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская. Новое воззрение на мир включает в себя взгляды на человека, на его развитие и совершенствование.

Список литературы

1. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное.-Коммунист, 1989, № II, с. 67, 68.

2. Павлов И. П. Избр. произв. М.,1951, с. 395. 56.

3. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1977, т. 3, с. 85.

4. Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., 1967, с. 25.

5. Рувинский Л. И. Воспитание и самовоспитание школьников. М., 1969, с. 34.

6. Сухомлинский В. А. Избр. произв. В 5-ти т., т. 3.

7. Зощенко М. Повесть о разуме. М„ 1976, с. 109.

8. Ананьев А. А. Годы без войны.- Роман-газета, 1980, № 2, с. 35.

9. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. В 5-гп т., т. 3, с. 658.

10. Гегель. Работы разных лет. В 2-х т. М., 1970, т. 1, с. 212.

11. Либкнехт К. Мысли об искусстве. М„ 1971, с. 146.

12. Чайковская О. Кто же они такие? -Литературная газета, 1973,22 августа.

13. Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973, с. 441.