Смекни!
smekni.com

Загадка первобытной культуры (стр. 2 из 4)

Позднее первобытный человек индивидуализировал безличных демонов. Они начали представляться в его сознании как существа материальные, чувственные, то есть обладающие телесной оболочкой. Но наделяя, например, силы земли такой оболочкой, многие народы по-прежнему присваивали им вид чудовищ и страшилищ.

Так, древнегреческий поэт и философ Гесиод в «Теогонии» излагает архаическое предание о порождении Небом-Ураном и Землей-Геей титанов, циклопов и сторуких. У последних чудовищность подчеркнута особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов. Среди порождений Геи были и эринии - страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах.

В дальнейшем происходит трансформация восприятия демонов и богов к их антропоморфическому, то есть очеловеченному образу. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился в целой системе художественных и пластических образов. Например, Деметра - богиня культурного земледелия и Артемида - богиня охоты, несмотря на то, что они служили покровительницами древних видов деятельности, представлялись уже не чудовищами, а величественно-прекрасными женщинами-богинями)проявляющими дружелюбное и сердечное отношение к людям.

Преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел не только прятаться от нее, но и более уверенно ориентироваться в ней, умел находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озер (океаниды) или нимфы морей (нереиды) - это воплощение дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной, поэтизируется. Так, нимфы становятся в художественной культуре предметом поэтического любования.

Интуитивно созданный мифологическим сознанием порядок у греков назывался космосом. В дальнейшем у античного человека появляется настоятельная потребность к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь.

В интеллектуальных конструкциях древнегреческих философов космос перестает пониматься антропоморфически, но продолжает восприниматься живым, материальным и одушевленным. Для античного понимания космоса важна идея вечного возвращения, вечного рождения его как живого организма. Движение его представляется не прямолинейным) а круговым. В этом подвижном, живом, видимом и слышимом целом человек не противопоставляется природе, а мыслится как одна из ее частей.

4. Загадка возникновения рациональных знаний, письменности и искусства

Говоря о первобытной культуре нельзя не остановиться на естественно-научных знаниях той эпохи. Первобытные представления о мире - первый шаг в становлении этих знаний, начальные его модели, возникавшие в эпоху неолитической революции. Появление этих моделей мира как целого обусловлено противопоставлением человека природе, активным его воздействием на природные стихии. Формирование первоначальных рациональных представлений о мире было связано с переходом к производящей экономике.

Собственно наука древнего мира стала зарождаться гораздо позже в цивилизациях Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая в связи с развитием письменности. Здесь оформились математика, астрономия, медицина, философия.

Воссоздание первобытных представлений о мире позволяет выявить ряд устойчивых мыслительных конструкций древнего человека, которые получили впоследствии письменное выражение в мифах.

На первых порах эти представления укладывались в воспроизводящую акт творения мира космологическую схему: прежде существовал хаос, акт творения положил начало организации космоса, природы человека, общества) культурных традиций. Хаос воспринимался как время, когда «не было ни сущего, ни не сущего; ни неба, ни земли; ни дня, ни ночи; ни жизни, ни смерти...» На смену ему пришло то, что человек может конкретно воспринимать и включать в свою деятельность: земля, вода, огонь, воздух, растения и животные) горы и реки и т. д. Все это - разумный космос, отделившийся от хаоса. Так формируется одна из устойчивых умственных конструкций древнего человека: объектом человеческого познания, равно как и действия, преобразования, может быть то, что следует за актом творения, т. е. космос, мир, физическая плоть природы.

Мифологическая картина мира была шире, нежели религиозная, поскольку она включала, помимо фантастических идей, абстрагированные понятия о космосе, пространстве, времени. В раннепервобытных человеческих коллективах (у австралийцев, бушменов, папуасов) понятие вселенной ограничивается территорией группы или племени - мезокосмом. Позже формируется целостная модель мира, охватывающая три зоны космоса: небо, землю и преисподнюю. Древние космогонии фиксировали все явления природы и культуры в виде пары взаимосвязанных противоположностей: мужское-женское, левое-правое, верх-низ, жизнь-смерть, свои-чужие и др. В недрах первобытного сознания присутствовала целая система таких бинарных противоположностей (до 20 пар). Проецируя эти признаки на первоначальный хаос, человек постепенно приходит к систематизации знания о нем как о космосе, организованном мире.

Центр мироздания, мезокосм был воплощен в образе мирового дерева (горы, столпа, оси и т. д.), соединяющего все миры в трехслойном космосе. Такое понимание стало традиционным в истории культуры.

Четыре стороны света и три слоя (уровня) мироздания давали в сумме священную семерку (пантеон семи богов у иранцев, скифов, славян). Четыре (чет)- мужской символ и три (нечет) - женский символ у племен Западной Африки в сумме становились символом царя, реализовывавшего все социальные функции (Западная Африка). Так было положено начало космологическим константам.

Космос в развитых космогониях был антропоморфи-зированным и представлялся созданным из расчлененного тела первочеловека (ведийский Пуруши, скандинавский Имир) или возникшим из хаоса. Помещенные на небо боги инициировали в человеческих коллективах обряды (погребальные, свадебные, календарные), карнавалы, ритуальные сексуальные оргии. Если обряды являлись отражением порядка космоса, то карнавалы и оргии - вторжением сил хаоса.

Смысл ритуалов заключался в укреплении связи человека с природой, умилостивлении ее сил. Именно в земледельческих цивилизациях, возникших в ходе неолитиччской революции, сложились ритуалы кровавых человеческих жертвоприношений и эротических действ на полях для поддержания плодородия земли.

В ритуалах нашли отражение представления о космических циклах: то или иное ритуальное действо означает вечное возвращение к идеальным временам, поскольку действительность всегда оказывается ухудшенным вариантом изначального существования.

В философской поэме Гесиода «Труды и дни» так описан контраст между жизнью людей в идеальном, «золотом» и современном автору «железном» веке:

Создали прежде всего поколение людей золотое Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских, Был еще Кронос-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили, А умирали как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства,

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных... Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, Йот несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им... Дети с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин, Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут... Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться.

Где сила там будет и право. Стыд пропадет...

Так в представлениях о «золотом веке», об исчезновении поколения героев формировалось историческое сознание, которое тесно переплеталось с космологическими представлениями. Произведения Гесиода, равно как и Гомера, характеризуются тем, что в них разрушается мифологическое мировосприятие (у Гесиода это происходит на основе рационализации мифа, у Гомера мифы обретают эстетические каноны). Эпические поэмы Гомера и Гесиода, произрастая из корней народного эпоса, отразили эстетические и этические воззрения древних греков, сочетаясь с космологическими представлениями, на основе которых формировалась древнегреччская наука.

Зачатки научных знаний

На основе мифопоэтического восприятия мира в зарождающейся древнегреческой философии стали формироваться космогонические концепции, умозрительные модели космоса. Космос, по аналогии с живым существом, рассматривался как нечто зарождающееся и развивающееся во времени. Так, Анаксимандру приписывается мысль о том, что при зарождении этого мира из вечного выделилось животворное начало теплого и холодного, и некая сфера из этого пламени облекла окружающий Землю воздух, как кора дерево.

Рациональные знания первобытной культуры включали в себя календарно-астрономические и математические представления, биологические, медицинские, географические, исторические сведения. Возведенный на рубеже каменного и бронзового веков на территории современной Англии гигантский мегалитический комплекс Стоунхендж точно фиксировал точки восхождения Солнца в день летнего солнцестояния и захода его в день зимнего солнцестояния и мог служить для предсказания солнечных и лунных затмений. В ранних охотничьих общинах выделялись на карте звездного неба Плеяды, а развитие земледелия позволило расширить представления о пространственно-временных особенностях движения Плеяд по небосводу. Развитие скотоводства способствовало появлению зоологических знаний, а земледелие - ботанических, химических и гидротехнических. Необходимость расселения первобытного населения в новых районах привела к выработке навыков описания и графического обозначения объектов ландшафта .