Смекни!
smekni.com

Трансценденталии бессознательного и современный дискурс (стр. 2 из 2)

Таким образом, познание трансценденталии подсознательного обеспечивает наличие целостного психологического каркаса личности, во многом обусловленного физиологическими показателями. Это создает ту основу, на которой можно обрести более правдоподобный образ не только антропоса, целесообразности его существования и смысла жизни, но и образ мира, вселенной, репрезентируемый через смысл существования того же антропоса.

В контексте надсознательного сознание трансцендирует в сферу "чистой мысли", еще не названной и тем самым еще неосознанной. Создавая качественно новые мысли, мышление человека выработало механизм освоения, осознания окружающего мира, чем не просто расширило пределы бытия человечества, но и, что намного существеннее, образовало основу и способы трансценденции. Содержание надсознательного - это те мысли, которые никогда не были содержанием сознания, в отличие от подсознательных мыслей (содержимое которых давно или недавно было известно сознанию или, в крайнем случае, сознание имело сведения об их наличии).

Трансценденталиям надсознательного происхождения ярче всех остальных присуща эта трансперсональная природа. Раскрывая ее сущность и познавательную ценность, интуиция приближает нас к непосредственному механизму расширения "семантической вселенной" (Налимов В.В.) и выводу мысли на уровень сознания. Феномен откровения приближает нас к постижению Бога и всех трансцендентных образований, открывая в себе нечто совершенно невозможное. Откровение (а отчасти и интуиция) реализуется в медитации, гипнозе, экстазе. Методы медитации особенно хорошо разработаны в религиозных системах и представляют беспрецедентное явление - сознательное и целенаправленное вхождение в бессознательное. Цель любой медитации - выход за пределы логически структурированного сознания, чтобы соприкоснуться с миром, с которым невозможно взаимодействовать другими способами. Художественное и научное творчество часто выглядит как стихийная медитация, а категория "впадание" М.К. Мамардашвили раздвигает рамки медитации до любой духовной деятельности.

В контексте пралогического человеческое мышление трансцендируется в сферу архетипов и символов, которые определяют целостные характеристики человека и его жизни, отдельно взятого народа и человечества вообще. С доисторических времен спонтанно сформированные архетипы, выступающие как бездонное богатство накопленного эмоционального опыта, образуют реальную основу для формирования символических образов, которые своеобразно толкуют общечеловеческие архетипы, придают им своеобразный этическо-нравственный вид. Каждый народ по своему образу жизни и мысли отдает предпочтение тем архетипам, которые более оптимальны с точки зрения национальных ценностей и по канонам его эстетических воззрений.

Таким образом, результаты выхода за пределы наличного знания кристаллизуются в собственные трансценденталии и это - трансценденталии бессознательного.

Глубинный смысл человеческой онтологии возможно постичь только через освоение трансценденталии бессознательного именно в данном качестве. Только выход за пределы наличного знания (трансценденция второго порядка) может дать сколь-нибудь значимые результаты. Для этого и требуется смена парадигмы мышления, позволяющая включить огромную часть действительно воспринимаемых вещей и явлений в разряд достойных внимания и серьезных исследований. В освоении трансценденталии второго порядка основное ударение падает не на их феноменологическое постижение, а на осознание их роли, как необходимых и незаменимых составных частей целостной конструкции человеческой сущности, как в фило-, так и в онтогенезе. Освоение данных трансценденталий, как отдельных структур, вместе составляющих более сложную организацию - личность, может открыть новые возможности теории познания.

Трансценденталии первого и второго порядка представлются как противоположные ориентиры человеческой экзистенции. Объективно наличный мир человека занимает все пространство и время между этими крайностями.

Полноценное постижение упомянутых трансценденталий возможно только при выяснении скрытой взаимосвязи и взаимообусловленности между трансценденталиями, характеризующими крайние проявления трансценденции.

"Частичный человек" ХХ в. с его разорванной картиной мира приобретет целостность и составит более полную картину мира, создавая способ коммуникации между данными трансценденталиями.

Список литературы

М. Д. Купарашвили. Трансценденталии бессознательного и современный дискурс