Но наступил хмурый, дождливый день 6 октября 1966 года, как оказалось самый черный день физической культуры и массового спорта. III пленум Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций “с подачи” зам. председателя Л.С.Хоменкова принял решение всего из 8 слов: “Одобрить разработанную Центральным советом систему проведения спортивных соревнований”. Отныне все соревнования, от первенства школы, заводы, района до Спартакиады народов велено было проводить по олимпийскому принципу: в зачет участвующим коллективам по всем видам спорта должны были входить только участники и команды, занявшие первые шесть мест. За седьмое место и далее очки командам не начислялись, эти участники могли и не выступать. Эта, казалось бы, мелочь в системе зачета привела к огромной, многогранной негативной перестройке всего спортивного движения в стране. Заводские, вузовские, районные, областные команды лыжников, легкоатлетов, пловцов, гимнастов оказались никому не нужны. Потребовались только лидеры, способные войти в шестерку, потребовался только “штучный товар”, готовый принести зачетные очки. Начался их поиск правдами, а чаще неправдами. Особенно пострадали рабочий, сельский, студенческий и армейский спорт. Зачем, скажите, комплектовать команду лыжников, приобретать им дорогой инвентарь, возить их на сборы, когда можно взять на работу или зачислить в студенты готовых спортсменов, “создать им условия”, т.е. беспрепятственно отпускать их на сборы и соревнования и остается только собирать победные очки в разного рода смотрах-конкурсах по спортивному мастерству. На заводах и фабриках, в колхозах и совхозах стали появляться полупрофессиональные спортсмены, зачисляемые на самые немыслимые должности. Их потом стали называть “подснежниками”. Закончился и массовый армейский спорт, ушли в историю популярнейшие когда-то первенства дивизий, округов, флотов, вместо них появилось такое уродливое явление как “спортроты”.
17 октября 1968 года Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин подписали постановление, которым в целях улучшения руководства физической культурой и спортом в стране вновь образовывался союзно-республиканский Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и все его органы на местах. Опять началась перетряска кадров.
Следует отметить, что против решения о новой системе проведения соревнований возражали многие опытные специалисты. Председатель Российского Спорткомитета В.Д.Алехин назвал эту систему прямым путем к “разбитому корыту”. Пришедший к руководству спортом в 1968 году С.П.Павлов ответил ему, что мы вынуждены пойти на это поскольку “нам никто не позволит проигрывать Олимпиаду”. Вновь массовый спорт отправлен в нокдаун, вновь принесен в жертву спорту элитному.
В это же время началось гонение на, так называемого, “среднего зачетника”, а ведь этот “средний”, обычно разносторонний спортсмен, и на заводе, и в совхозе организовывал и цементировал весь спортивный коллектив. И еще одна хирургическая операция подорвала здоровье нашего спорта — искусственное омоложение команд. С одной стороны, бесцеремонно, в традициях Спорткомитета, “коленом” отчислялись из команд сильные спортсмены, далеко не сказавшие в спорте своего последнего слова, с другой — в команды зачислялись дети, не имеющие опыта, не окрепшие ни физически, ни морально, но подходящие по возрасту. От учащихся ДЮСШ олимпийского резерва потребовался сегодня Его Величество Результат, результат любой ценой, чаще всего ценой здоровья. В ход пошли “нетрадиционные” методы подготовки.
Период с 1976 по 1980 годы полностью был посвящен подготовке к московской Олимпиаде. На ее проведение и подготовку команд были брошены огромные средства, были построены уникальные дорогостоящие олимпийские объекты. Спорткомитет получил дополнительно 600 штатных единиц государственных тренеров, естественно, с фондом заработной платы. Прошла московская Олимпиада. Значимость ее неоспорима, результаты общеизвестны, нет необходимости о них говорить. Вот следующий, 1981 год, принес массовому спорту два сюрприза, два постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Одно от 12 августа “О дальнейшем ограничении строительства административных и спортивных сооружений”, другое — от 11 сентября “О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта”. Вновь, как 20 лет назад, из пятилетних планов капитального строительства были вычеркнуты все спортивные объекты, в том числе и в учебных заведениях. А вторым документом предлагалось “...сократить число проводимых в стране всесоюзных, республиканских, краевых и областных соревнований”. В итоге календарные планы всех спортивных организаций, коллективов физической культуры и спортивных клубов, и без того худосочные, подверглись резкому “усекновению”. Массовый спорт получил еще один “нокдаун”, но продолжал жить, как тогда говорили, “не в соответствии, не благодаря, а вопреки”. Видно неиссякаемы его жизненные силы.
В 1986 году высшее руководство физической культурой и спортом в стране вновь вернулось к идее объединения спортивных обществ в единое ДСО профсоюзов. Первый опыт такого объединения был проведен в Белоруссии. Об истинных результатах этого эксперимента. а они носили откровенно негативный характер, говорить было запрещено, а обсуждение в прессе проходило, как тогда полагалось, “в одни ворота”. И вот 20 февраля 1987 года вышло постановление ВЦСПС, естественно, подготовленное и согласованное в ЦК КПСС и Госкомспорте СССР, о ликвидации спортивных обществ и создании единого ВДФСО профсоюзов. Все! Массовому спортивному движению был нанесен нокаутирующий удар. Скоро закончили свой жизненный путь и коллективы физкультуры, и спортивные клубы производственных предприятий и учебных заведений. Но прошло некоторое время и как трава на Мамаевом кургане или на легендарном поле под Прохоровкой маленькими ростками, медленно начинает пробиваться массовый спорт. И “Лыжня России”, и марафонские забеги, и соревнования ветеранов и многие другие соревнования в наше нелегкое время привлекают тысячи участников. Видны слабые телодвижения и попытки поднять голову коллективов физической культуры и спортивных обществ. Два года назад представители Независимого профсоюза шахтеров обратились в МОГИФК с просьбой найти следы бывшего ДСО “Шахтер”, ликвидированного в 1957 году, имея в виду его возрождение. Известные события задержали этот процесс.
Сейчас в России главные приоритеты составляют заработная плата, покупательная способность рубля, питание, безопасность. Но пройдет темная полоса и на первое место выйдут: культура, искусство, здоровье, физическая культура и спорт. Встанет вопрос об устройстве спортивных организаций, их формах и структуре. Как нельзя дважды войти в одну реку, так и невозможно воссоздать в точной копии ушедшие в историю организационные структуры и системы финансирования спортивных организаций. Конечно, они возродятся, но уже в другой форме, в других экономических условиях, но опыт прошедших десятилетий забывать нельзя, он поможет избежать многих ошибок. Например, время от времени молодые реорганизаторы поднимают вопрос о слиянии ведомств физической культуры и здравоохранения. Им надо сказать, что это мы уже проходили, на эти грабли уже наступали. Нельзя совместить в одной организации туристский бизнес и массовый самодеятельный туризм. Это очень важные и нужные вещи, но это разные вещи, второй неминуемо превратится в пасынка, такой опыт был уже дважды. Аналогичная ситуация и в спорте. Если одна организация будет отвечать и за спорт для всех и за спорт высших достижений, то победа элитного спорта за явным преимуществом заранее предопределена.
Заключение
Все в истории повторяется. Современный спорт во многом развивается по логике античного спорта: от прикладного значения, где ведущим мотивом была готовность, к формам неутилитарной деятельности, целью которой становится гуманистический идеал физического совершенства, и от них к профессионализации и к интересам материальной выгоды, где гуманистика уходит на второй план или же вовсе перестает играть сколько-нибудь существенную роль.
Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными.
Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.
Список литературы
«Большой и спорт совсем маленький» Александр Власов, кандидат педагогических наук, доцент МГАФК, Москва, 2000.
«Физическая Культура» Юнита 3, СГУ, Москва, 2001.