Прикладное искусство Византии, подарившее миру столько прекрасных шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересы различных социальных слоев византийского общества. В своей основе оно было более тесно связано с народной культурой, зачастую питалось образами и представлениями, порожденными социальной психологией и широких кругов населения империи. В месте с тем оно одновременно подчинялась общим мировоззренческим установкам и художественным канонам, господствующим в византийском обществе. Ремесленники, естественно, должны считаться со вкусами знатных заказчиков, императорского дворца, церкви. И все же прикладное искусство смелее отходило от тематических и стилистических штампов, черпая новые импульсы из народного общественного сознания, из творчества народных масс.
Последний расцвет византийского искусства приходится на XIII—XIV вв., время правления династии Палеологов. Появляются экспрессивность образов, попытки передать пространство (мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе). Но новые художественные веяния не могли развиться и окрепнуть: произошел разгром Константинополя сначала крестоносцами, а затем — турками. Лучшие мастера византийского искусства покинули страну. Так, творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси.
Поздний период византийского искусства совпал с готикой и по времени, и по стилевой направленности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции, которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIXв.
Список литературы
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.
Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. Очерки. – М., 1976.
Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь. / Под редакцией А.В. Крутских. – М.: Инфра-М, 2001.
Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 1999.
Иванов С. Византия. – М.: Слово, 2001
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. – М., 2002.
Культурология. Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Маркова. – М., 2000.
Культурология: Теория и история культуры. – М.: Знание; ЦИНО, 1998.
Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). – М., 1997.
Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.
Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: Инфра-М, 1999.
Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М.: Олимп; Инфра-М, 1999.
Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.
Розин В.М. Культурология. – М.: Форум-Инфра М, 1999.
[1] См. Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). – М., 1997. С. 83
[2] См. Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991. Т.1. С. 293
[3] Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.) ..С. 118
[4] См. Культура Византии. В 3-х т. ..Т.1. С. 311
[5] См. Культура Византии. В 3-х т. ..Т.2. С. 89
[6] Там же, С. 91
[7] Там же, С. 93
[8] См. Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988. С. 98
[9] Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. Очерки. – М., 1976. С. 63
[10] См. Культура Византии. В 3-х т. ..Т.2. С. 156-161