Интересно проследить как эволюционировало понятие гармония в античном художественном сознании. Если первоначально гармония воспринималась главным образом космологически, то есть как экстраполяция всех объективных свойств Космоса, то впоследствии гармонию стали искать и в земном, повседневном мире людей, где она зачастую несет в себе отпечаток индивидуального отношения.
В связи с этим трудно переоценить категорию катарсиса, которая разрабатывалась в античности применительно к обозначению сущности любого эстетического переживания. Когда в результате художественного восприятия мы получаем чувство удовлетворения, мы переживаем состояние катарсиса. У Гесиода встречается высказывание: «Голос певца утоляет печаль растерзанного сердца». У многих мыслителей античности встречается сопоставление понятий «очищение» и «катарсис». В целом понятие катарсиса употребляется в эстетическом, психологическом и религиозных смыслах.
Понятие катарсиса начало обсуждаться задолго до Аристотеля и прилагалось к восприятию разных видов искусств. Сам Аристотель разработал теорию катарсиса как одного из компонентов искусства трагедии. Катарсис, согласно Аристотелю, - это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию. Аристотель также считал, что художественное – это осуществленное эстетическое: художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ явлений окружающего мира. Все прекрасное согласно Аристотелю – есть определенный порядок, оформленность. Он считал также, что источником искусства является сама действительность.
Аристотель склоняется к мысли, что через искусство возникают такие вещи, форма которых находится в душе художника. Прекрасная форма не существует "загодя", она есть результат продуктивной способности самого художника. Подчеркивая очевидное своеобразие художественной реальности по сравнению с действительным миром, Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того, что существует вне искусства. Правда в искусстве – нечто иное, стоящее выше правдоподобия, фактически она олицетворяет собой особый художественный смысл, на выражение которого и направлены усилия художника.
Показательно восприятие художественным сознанием классической античности произведений Гомера: по общему мнению, у Гомера нет не прекрасных вещей. Однако, очевидно, что художественное совершенство творений Гомера определяется отнюдь не каким-то специальным (прекрасным) содержанием. Следовательно, художественно-прекрасным может стать любое содержание, предметом искусства способно выступать бесконечное разнообразие реальных явлений.
Постепенно с развитием имущественных отношений в греческом полисе усиливается денежное, материальное неравенство, приводящее к неравенству социальному. Со временем этот процесс приводит к расщеплению художественного творчества на массовое и элитарное, к еще большему расхождению индивидуального и общественного.
Нисхождение общезначимых идеалов сопровождается усилением внимания к внутренней жизни, субъективным сторонам бытия. Все эти процессы с конца V - начала IV в. до нашей эры приводят к глубочайшей трансформации мироощущения классической античности. В музыке отмечается рост лирических форм ( в противовес эпическим), новые мотивы проникают в поэзию и особенно в трагедию. К I веку до нашей эры уже имеется большое число произведений, демонстрирующих достаточно освоенные образцы новых способов художественного самовыражения личности.
Литература:
«Эстетика», автор – О.А. Кривцун., издательство «Аспект-пресс», Москва, 2001 г.