Со второй половины IV в., времени “великого переселения народов”, варвары-германцы широким потоком вторглись в пределы Римской империи,. Совершенно расшатанной восстаниями рабов и колонов. В 410 г. вестготский король Аларих взял Рим и подверг его страшному разграблению. В 455 г. Рим был вторично взят и разграблен вандалами; после этого погрома в нем оставалось только 7000 жителей. В 476 г. один из предводителей наемных варварских отрядов, Одоакр, свергнул с престола малолетнего римского императора Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие условно считается концом Западной Римской империи.
Среди этого всеобщего разрушения, которое особенно затронуло Западную Римскую империю, можно было заметить и ростки нового способа производства. Революционное движение рабов, одновременно с которым усиливается и натиск варваров, разрушает рабовладельческое общество. На смену рабству приходит более высокий способ производства – феодальный. Феодальное общество создает свою собственную идеологию и как один из видов ее – свой собственный театр.
Колизей должен быть разрушен?
Карфаген должен быть разрушен!» — эта крылатая фраза римских императоров, ненавидящих африканского полководца Ганнибала, вторгнувшегося в Италию со своими боевыми слонами, стала символом неотвратимого возмездия. Но история распорядилась по-своему — вслед за Карфагеном с лица Земли исчез и Колизей — символ величия древнего Рима.К счастью, пока лишь виртуально — на экране телевизора. И понарошку.
...На днях пережил культурологический шок. На моих глазах рушилось одно из самых величественных зданий планеты, дошедшее до нас из глубины тысячелетий. Вновь погибал Колизей — римский театр-цирк с ареной для гладиаторских боев и съемок голливудских блокбастеров. Впервые он был сожжен безумным императором Нероном, страдавшим комплексом Герострата. Он мечтал таким образом войти в историю, и это ему удалось.
И вот уже в III тысячелетии туда же захотелось команде американских студентов, решившим попасть в Книгу Гиннесса тоже через разрушение, но не цирка, а целого города. К счастью, не всамделишного, а построенного из костяшек домино. Лихим ребятам предстояло побить рекорд предшественников — и это свершилось на телеэкране. Одно за другим оседали, складывались, опрокидывались здания, сооружения, архитектурные памятники, составляющие гордость многих поколений. Мне показалось, что среди них были Вестминстерский дворец, московский Кремль, Лувр, пирамида Хеопса, Тадж Махал... Но Колизей уж точно рухнул — одним из первых. Это выглядело очень эффектно и вызвало аплодисменты членов студенческой команды...
Не помню, были ли среди объектов небоскребы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке... Собственно говоря, почему бы и нет? Строительство доминошного города — дело долгое и кропотливое и, конечно же, началось еще до 11 сентября 2001 года. Вносить изменения в это масштабное и хрупкое сооружение практически невозможно....
Любопытно, какие культовые, знаковые, легендарные памятники истории, архитектуры, религиозные святыни построят в своем городе очередные претенденты на побитие свежего рекорда? Будут ли там стены Карфагена, снесенные римлянами; гигантские статуи Будды, разрушенные талибами; одесский Спасо-Пребраженский собор, взорванный сталинским режимом; центр Хиросимы, кварталы Сталинграда, Дрездена, Кабула, превращенные в пыль бомбами разного калибра — от фугасных до атомной...
Принцип домино — этот термин изобретен для объяснения процесса моментальных и очень эффективных изменений в геополитической и военной ситуации. Образно говоря, когда легким движением пальца выводится из состояния равновесия сложная конструкция (политическая система, государственное образование, союзнический или партийный блок
и т. д.). Так называемый человеческий фактор, как правило, в расчет не принимается.
Возможно, среди членов команды-победительницы, студентов элитных университетов, есть будущие политологи, политтехнологи, дипломаты, разведчики, из которых, как правило, выходят президенты США. Во всяком случае, доминошный рекорд (3,5 миллиона костяшек, рухнувших в считанные минуты!), занесенный в Книгу Гиннесса в далеком 2001-м году, пусть и побитый уже в следующем, послужит им подспорьем...
Театральное дело в Риме.
В Риме, как и в Греции, драматические представления были связаны с культом. Они являлись одним из видов “игр”, устраивавшихся во время различных празднеств. Наряду со сценическими играми, давались цирковые (главным образом скачки и езда на колесницах, к которым присоединялись и гимнастические состязания, как-то: бег, борьба, кулачный бой и т. п.) и гладиаторские. Регулярный характер имели ежегодные “государственные игры”, число которых значительно возросло в конце III в.. Почти все они включали в свой состав драматические представления.
На “римских” играх (в сентябре), “плебейских” (в ноябре), “Аполлоновых” (в июле), “Мегалезийских” (в честь Великой матери богов, в апреле) ставились трагедии и комедии; на играх Флоры (в конце апреля), сделавшихся ежегодными с 173 г., давались мимические представления, допускавшиеся, впрочем, и на других играх. Мим еще долгое время оставался внелитературным, но как театральный жанр он стал прививаться в Риме с конца III в.; мимы разыгрывались и самостоятельно и в качестве интермедий. Продолжала сохраняться на римской сцене и старинная ателлана. После представления трагедий обычно давалась короткая “заключительная пьеса” – ателлана, или мим; архаическая традиция требовала, чтобы праздничный день получал веселое завершение.
Количество ежегодных государственных игр от начала II в. до конца республиканского периода почти не увеличилось, но продолжительность их сильно возросла. “Римские” игры справлялись, например, в конце республики в течение 16 дней (4 – 19 сентября), “плебейские” занимали 14 дней (4 – 17 ноября); в итоге – на одни сценические представления уходило до 48 дней в году, причем спектакли шли с раннего утра до вечера. К регулярным играм присоединялись, однако, и внеочередные, государственные или частные. Игры давались то во исполнение обета богам, произнесенного магистратом, то по случаю освящения храмов и других сооружений, наконец во время триумфов и при погребениях видных лиц. В последнее столетие республики устройство пышных игр стало одним из средств приобретения популярности, орудием для продвижения по лестнице выборных государственных должностей; количество и роскошь зрелищ еще более возросли в период империи. Посещение игр было бесплатным и общедоступным. Частные игры происходили за счет устроителей; государственные находились в ведении магистратов и финансировались из казны, но с ростом пышности игр средства, отпускаемые государством, становились уже недостаточными, и магистратам приходилось расходовать суммы из личных средств. Затраты эти, однако, с лихвой окупались, когда магистрат достигал должностей, дававших право на управление провинциями.
Программа сценических представлений, выбор пьес, наем актеров, оборудование помещения для игры, пока не было постоянного театра, – все это лежало целиком на распорядителе игр. На практике, разумеется, магистрат не входил лично во все детали, а сговаривался с каким-нибудь антрепренером. Все комедии Теренция были поставлены, например, антрепренером Амбивием Турпионом, который сам играл при этом главные роли. Не смущаясь отдельными неудачами, он настойчиво знакомил публику с произведениями молодого поэта.
Римские сценические игры, по крайней мере во времена Плавта и Теренция, не имели характера поэтических состязаний, но отличившаяся труппа получала от магистрата некоторую премию. Зависело это в значительной мере от приема, который оказывали пьесе зрители, и в Риме быстро распространился обычай клаки.
Театральное сооружение имело сперва временный характер. На площади воздвигались подмостки, а публика стоя глядела на игру. В начале II в. стали отделять для сенаторов часть площади перед сценой, и знатные зрители могли сидеть на креслах, принесенных из дому рабами. Попытки построить постоянный театр наталкивались, однако, на противодействие консерваторов. Завоеватель Греции, Л. Муммий, впервые воздвиг для своих триумфальных игр (146 г.) полное театральное помещение, с местами для зрителей, но это были временные деревянные сооружения, которые после игр сносились. Лишь в 55 г. до н.э. Рим получил свой первый каменный театр, выстроенный известным полководцем Гнеем Помпеем. Римские театры строились по образцу греческих, но с некоторыми отклонениями. Места для зрителей возвышались рядами над орхестрой, составлявшей правильный полукруг; однако и орхестра являлась частью зрительного зала: она была отделена для сенаторов. Этот «сословный» принцип размещения зрителей получил дальнейшее развитие в 67 г. до н.э., когда закон Росция предоставил первые 14 рядов над орхестрой для второго привилегированного сословия — всадников. Как и в греческом театре эллинистического времени, актеры играли на высокой эстраде, но римская эстрада была ниже и шире греческой и соединялась боковыми лестницами с орхестрой. Это устройство напоминает южно-италийскую сцену флиаков, которая, вероятно, оставила свои следы в архитектуре италийских, а затем и римских театров. Во второй половине II в. в римском театре был введен по эллинистическому образцу занавес, который в отличие от современного опускался вниз перед началом представления и подымался по его окончании. Количество механических приспособлений к этому времени успело значительно возрасти по сравнению с аттическим театром V в. Театр по-прежнему оставался без крыши, но в I в. стали расстилать для защиты от солнца пурпурное полотно.
В римском театре установились свои традиции. Так, исполнение арий (“кантиков”) делилось между актером, ограничивавшимся пантомимой, и специальным “певцом”, которому принадлежала вся вокальная часть под аккомпанемент флейт. Римские актеры первое время ограничивались гримом и только в конце II в. стали прибегать к маске греческого типа.
Женские роли трагедий и комедий исполнялись, как и у греков, мужчинами; актрисы выступали только в мимах. Социальное положение актеров было невысоким. Для римского гражданина актерское ремесло считалось “бесчестием”; ему разрешалась любительская игра в фольклорной ателлане, но актерство, как профессия, сопряжено было с лишением многих гражданских прав.
Заключение.
Римский театр обладал диаметром около 87 м и мог вместить более 7000 зрителей. Он был построен на склоне холма, где находился греческий акрополь, и не исключено, что первоначально был сооружён именно греками. Орхестра диаметром 29 метров с полом затапливается водами реки Аменано. Под сегодняшним амфитеатром имеются следы других зрительских мест, но все они относятся к периоду Римской империи.
Список использованной литературы:
1. Г.Н. Бояджиева “История зарубежного театра” М-71г.
2. М.Д. Аксенова “Энциклопедия для детей – Искусство” М-97г.