В семье происходило единение интересов старых и молодых членов семьи. Родители не только передавали детям свой производственный опыт, но и готовили их к тому, чтобы дети были способны прокормить их в старости.
В семейном воспитании большое место занимало формирование таких духовных качеств, как осознание сыновьего долга и уважение старости, великодушие к людям престарелого возраста.
-53-
Так как мать и отец были заняты тяжелым трудом, то старики последние годы своей жизни посвящали внукам. Они и были главными воспитателями детей, передовая им нравственные нормы.
Общаясь с дедушками и бабушками, дети узнавали важные истины: нельзя делать того, что не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся, нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.
Осуждение плохих поступков внуков бабушками и дедушками имело высоконравственный смысл, оно предостерегало детей мудрыми поступками. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Природные русские педагоги – бабушка … дед понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции принесут больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, в охвате ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникает в его душу» [41, 177].
В свою очередь, отец и мать воспитывали у детей чувство перед их воспитателями, учили быть благородными за те затраченные усилия и пережитые тревоги в процессе воспитания детей. Ребенок был обязан научиться выражать родителям свою благодарность хорошим поведением и послушанием.
Таким образом, роль дедушки и бабушки в воспитании детей сопоставима со значением родителей, если не выше. После того, как мать начинает уделять ребенку меньше внимания, в связи с постоянной занятостью по хозяйству, ребенок переходил на «попечение» дедушки и бабушки, весьма и весьма «искушенных» воспитателей с огромным жизненным опытом.
Народная педагогика знает и использует целей ряд средств воздействия: колыбельные песни, пословицы, сказки, игрушки.
Колыбельные песни- первые поэтические произведения, обращенные к ребенку. Под их влиянием малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращение к нему матери. Особую сердечность предает колыбельной то, что она предназначена для двоих и не рассчитана на постороннего слушателя. В песне раскрывается внутренний мир матери, проявляется различные чувства, надежды и
-54-
мечты о грядущих удачах и благополучии ребенка, тревога о его дальнейшей судьбе.
В комментариях и «Антологии педагогической мысли» отмечено что: «Исполнение колыбельных песен имеет свои, присущие только их содержанию особенности: не громкость, нежность, эмоциональность, ритмичность. Глубокий нравственный смысл колыбельных песен является фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.» [5, 68].
В народной педагогике практически незаметен переход от одного к другим средствам. Переход с помощью пословиц воспитывалось почитание земли и хлеба. Пословицы о хлебе такие же древние, как земледелие. Они изменялись на протяжении веков, но суть их оставалась прежней.
Первые шаги сознательной жизни ребенка наши предки связывали с воспитанием у него бережного отношения к хлебу и земле, как источников жизни человека.
По древнейшей традиции детей приучили не говорить о земле плохого слова. « Ранней весной нельзя было бить по земле палкой, - отмечает С.А.Токарев,- потому что она находится в состоянии беременности, то есть рождается хлеб и дает жизнь всем растениям» [39, 63].
Не менее почитался хлеб. Ему придавалось столь важное значение, что появление на свет ребенка сопровождалось различными обрядовыми действиями и ритуалами, связанными с хлебом. Худое слово о хлебе считалось проявлением велишайшей безнравственности. Под влиянием таких наставлений у детей складывалось представление о хлебе не только как о материальной, но и моральной ценности:
«Бьют хлеб палками, Режут ножом.
Жмут камнями, За то хлеб губят,
Жгут огнем, Что всеего любят» [11, 64].
На двух простых истинах были основаны принципы народной педагогики: 1) нельзя воспитывать трудолюбие у детей лишь одним словом, без серьезных умных дел; 2)чем раньше дети будут привлечены к труду на земле, тем лучше они будут воспитаны. «Сынок –сосунок, не век сосун, через год –стригун, через два – бегун, через три – игрун, а там и в хомут» [11, 132].
Сказки важную часть народной педагогической культуры. Издревне они использовались как средство воспитания детей. Сказка обладает иносказательным смыслом, тем не менее хорошо памятным даже детям. В ней изображается красивый, таинственный мир, где свет, правда и справедливость всегда побеждает зло. Если в условиях семейной жизни нарушение детьми правил поведения влекут за собой порицания, то в сказке за это угрожают серьезными опасностями, даже смерть, но при помощи внешних сил сложная ситуация заканчивается благополучно. Сказки стали своеобразным сводом нравственных поучений с живыми примерами о том, какая может постигнуть детей беда, если они не слушаются старших, принебрегают их советами, наставлениями, предупреждениями.
В сказках маленького, неопытного персонажа всегда выручают звери, птицы и другие силы. Но они добры лишь при условии ласкового отношения к ним.
Итак, элементарные нормы поведения, требования старших в сказке изложены без окриков, наказаний, к которым часто прибегают родители, и непринужденно входят в сознание и душу растущего человека, становятся его внутренним приображением. Это назначение сказок подметил К.Д.Ушинский, назвав их проявлением педагогического гения народа.
С раннего детства у ребенка есть верные друзья-игрушки. В живой, увлекательной форме они преследовали цели умственного, физического, эстетического воспитания, развивали фантазию ребенка, помогали освоиться с привлекательным для него миром взрослых и в игре подражать им. К сожалению, это сильнейшее воспитательное средство крестьяне, из-за постоянной материальной стесненности использовали мало. В.Ильинский пишет: ”Маленьким детям крестьянки вешали над их колыбельками цветные платки, которыми забавлялся ребенок. Девочки играли в куклы, а мальчики – в лошади. Если девочка хотела играть в лошадки, ей не давали, считая это предосудительным. Как и везде, крестьянские дети в своих играх подражали взрослым и копировали окружающую жизнь: обрабатывали хлеб, ухаживали за скотом, ездили на базар, пили водку и т.п.” [18, 352].
Итак, уже после пяти лет ребенок считался чуть ли не взрослым. До этого времени, да и дальше до 10-11 лет дети получают в основном “физическое” воспитание. Период детства крайне мал, его почти нет. Особенность воспитания крестьянских
-56-
детей состоит в том, что с самых ранних лет начинается трудовая деятельность. Вначале в форме игры, а затем труд становится жизнью крестьянина.
Религиозное чувство у ребенка пробуждали очень рано. Первые впечатления о Боге больше связаны с запугиванием. Если ребенок начинал шалить, мать грозила: ”Боженька накажет”, показывая на икону.
Ребенка рано приучали молиться. Вначале он просто подражал старшим, становился рядом с ними на колени, клал руку на лоб, человал пол. “Но так как содержание молитвы, - пишет Ильинский, - не было понятно ребенку, чтение их было механическим. Если ребенок не хотел становиться на молитву, его принуждали. Например, когда ребенок делал последний поклон, ему сзади бросали какой-нибудь гостинец и говорили, что это ему послал за его труды Бог…
Когда ребенку исполнялось 7-8 лет, его начинали водить в церковь” [18, 145].
Храмы часто находились в усадьбах. Поэтому с этого времени можно говорить о том, что ребенок начинает систематически посещать дворянскую усадьбу. Причем почти все знания, связанные с образованием, дитя будет получать здесь же.
Крестьянским детям внушалось определенная сумма религиозно-нравственных понятий. Условно их можно разделить на две группы: основанных на “страхе божьем” и на традициях. Внушалась необходимость молиться, соблюдать посты и праздники. ”Не помолившись Богу, нельзя было садиться за стол, а равно и выходить из-за стола…К трудовому хлебу – за столом или вообще при еде – детям внушалось благоговейное чувство, а поэтому бросаться хлебом, даже небрежное обращение с крошками считалось просто преступлением. За столом нужно было быть серьезным и не болтать…Нищим отказывать считалось грехом, и за скупость Бог мог лишить благосостояния или наказать болезнью”,- пишет Д.И.Латышина [24, 223].
Существовали в семье и традиции, непреложные правила. Почтение к родителям, старшим и всякого рода начальникам постоянно внушались детям. Обязательно, в хорошей семье жена должна была слушаться мужа, не поступать наперекор ему. Такие же отношения были и между родителями и детьми. Почтение к родителям считалось залогом здоровой, долгой и счастливой жизни. Д.И.Латышина отмечает: “Покорность детей часто была рабской, а
-57-
власть родителей над ними переходила иногда в слепой деспотизм, лишенный нравственных оснований. Встречались такие родители, которые лишали детей всякой свободы, наказывали их за игры, шум, подвижность, требовали, чтобы дети были серьезны, как взрослые” [24, 224].
Самым важным в народной педагогике было трудовое воспитание.
В этот замкнутый круг всеобщей набожности, неграмотности, патриархальности вмешивались дворяне-помещики. Они начинают испытывать нужду в наличие опытных, образованных мастерах-ремесленниках, способных выполнять любую нужную в хозяйстве работу. Поэтому в усадьбе организуются различные школы, в которых крепостные получают элементарные знания: обучаются чтению, счету, письму, “закону божию” и “конечно” ремеслу.
Так помещик Анненков заботился о появлении в поместье собственных квалифицированных мастеров. Крепостной М.Романов посылается на 2 года для обеспечения “столярному художеству”, И.Трубилин и А.Домашев – в “науку поваренную”, И.Васильев и П.Тимофеев – для обучения “портретному мастерству” и т.д.