Крепостные Анненкова отправляются изучать науки не только в Курск, но и в Воронеж, и в Москву. Помощник был заинтересован в получении ими лучших ремесленных навыков и денег на обучение не жалел.
В усадьбах петербургских вельмож получило распространение музыкальное творчество. В Борисовке, принадлежавшей Шереметьевым, была создана прекрасная хоровая капелла, гастролировавшая в Москве и Петербурге. Хор состоял из крепостных. Каждые 3-4 года из курских имений выписывались малолетние певчие для обучения в Петербурге. Прошедшие столичную музыкальную школу, многие из них, возвратившись домой, оставались верны музыке, укрепляя и расширяя музыкальные традиции родных мест.
“Некоторые из мальчиков-певчих, - отмечает М.М.Звягинцева, - сделали впоследствии артистические карьеры, как, например, Беликов, Маренич, Усатов, Алабышев, Коноплев, Кившенко, Барышев и др. Можно сказать, что судьба одного из них, Г.Я.Ломакина, уникальна и типична одновременно. Ему повезло больше других: он становится одним из лучших скрипачей-виртуозов, основателем Бесплатной музыкальной школы в Петербурге” [15, 134].
-58-
Итак, крестьянин мог покинуть замкнутый круг жизни в деревне, лишь через обучение, через получение знаний в дворянских усадьбах. Своеобразную карьеру могли сделать лишь те, чей талант и работоспособность заметили дворяне-помещики.
Таким образом, крестьянский ребенок формировался под влиянием среды со всеми ее противоречиями: угнетенностью и беспечностью, состраданием и жестокостью, искренней религиозной настроенностью и бедностью. Дети впитывали эту атмосферу с ее темными и светлыми сторонами. Поскольку среда была цельной и замкнутой, дети лично усваивали влияние и уклад жизни старших поколений.
-59-
Заключение.
Как показало исследование, в царствование ПетраI усиливается процесс образования крупноземельной собственности и родовых недвижимых имений. Эта тенденция получила развитие и в Курском крае. Сподвижники Петра I, такие как Б.П.Шереметьев, Г.И.Головкин, И.С.Мазепа, получили вотчины, ставшие подлинными культурными центрами, положившими начало усадебному строительству в нашем регионе.
Строительство усадебных комплексов усиливается после Манифеста Петра III от 1762 года и дарование вольности дворянству Екатериной II. Усадьбыстановятся уделом не только крупных землевладельцев, но и средних, и даже мелких.
Формируются два типа усадеб – принадлежавшим петербургским вельможам и стремившимся подражать им среднепоместным дворянам.
На конец XVIII - начало XIX века приходится “золотой век” курской усадьбы. В это время создаются подлинные шедевры усадебного зодчества – “Марьино” и ”Моква”, ничуть не уступающие по великолепию подмосковным дворцам.
Усадьбы становятся подлинными культурными центрами. Они размещаются в красивейших природных ландшафтах, идеально гармонизируя с ними. Их строительством занимались талантливые архитекторы. В усадьбах сосредотачиваются великолепные библиотеки, огромное количество картин западноевропейских и отечественных художников, скульптуры. Известны 5 провинциальных театров, располагавшихся в имениях Анненковых, Валькенштейна, Голицыных, Хорвата и Ширковых. Практически все крупные усадьбы являлись музыкальными центрами Курского края, в них открывались школы для крепостных. Почти в каждой усадьбе был свой храм, где велись службы. Все это позволяет сделать вывод о том, что вклад, внесенный дворянскими усадьбами в культурное наследие Курского края, чрезвычайно велик.
Такое средоточие культурных ценностей дает право говорить о воздействии на эстетическую, духовную, нравственную и другие сферы человека. Речь идет о воспитательных возможностях усадьбы – влиянии совокупности различных сред, оказывающих развивающее, воспитующее воздействие на человека.
Воспитующее воздействие оказывают такие факторы как:
-60-
культурно-эстетические ценности (архитектура, садово-парковая культура, библиотека, картинная галерея и т.д.);
уровень воспитания и образования дворян, проживавших в усадьбе;
соприкосновение с крепостными крестьянами, обретение дворянами национальной, народной культуры;
формирование особого мира ценностей, присущих дворянам, особое содержание воспитания (физическое, нравственно-религиозное, эстетическое).
Средствами дворянского воспитания выступают пример, традиция, саморазвитие.
Усадьба способствует единству с природой, уединению в особой атмосфере, в окружении близких людей. Поэтому домашнее, семейное воспитание становится главной формой воспитания. Усадьба становится своего рода колыбелью, где нет различий на начальных этапах между детьми, будь они дворянскими или крестьянскими. Общее существование многое делает совместным. Но постепенно между детьми растет пропасть. Результат воспитания разводит детей по разным ступеням социальной лестницы. Дворяне развиваются, “внешне” готовятся к светской жизни. Получив знание этикета, энциклопедическое образование, в них развивается созерцательное восприятие действительности. Они видят красивое и восторгаются им, обращают внимание на безобразное и морщатся, но ничего не пытаются изменить.
Народная педагогика включает с измальства ребенка в тяжелую жизнь крестьянина. Главным средством воспитания становится труд. Внутреннее развитие происходит через постижение законов нравственности. Крестьянский ребенок воспитывается для рабочего существования. Труд обеспечивает существование, он залог жизни. Поэтому взгляд крестьянина на окружающий мир более рационален, более утилитарен.
Средствами воспитания наряду с трудом выступают обычаи, традиции, сказки, пословицы, поговорки, песни.
-61-
Библиография.
Архивные материалы.
ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2137.
ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 45.
ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 158.
ГБЛ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 128/274. Б.
Список литературы.
Антология педагогической мысли XVlll века. –М.: Знание, 1991.- 435 с.
Благой М.Т. Архитектурные памятники.-М.: Наука, 1989.- 230 с.
Болотов А.Т. Памятник прошедших времен.-М., 1898.
Боткин С.Д. Воробьевка // Изучение жизни и творчества А.А. Фета. – Курск: 1994. – 325 с.
Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России // Русская усадьба. – Вып. 1(17). – М. : 1994. – 240 с.
Готье Т. Путешествие в Россию. – М. : Мысль, 1990. – 400 с.
Гуленьки: русские народные прибаутки, заклички, поговорки. –М. : Дет. Лит., 1995.-458 с.
Дынник Т.А. Крепостной театр. – М. : Академия, 1993. –327 с.
Евангулова О.Е. Город и усадьба второй половины восемнадцатого века в сознании современников // Русский город. Вып. 7. – М. : 1989.
Жизнь в свете и дома. –М. :ТЕРРА; 1997.- 368 с.
Звягинцева М.М. Русская усадьба как культурно – исторический феномен. Автореферат дисс. … канд. культурологии. – СПб, 1997. – 175 с.
Злочевский Г.С. Памятники отечества. Мир русской усадьбы. – М. : Образование, 1995.
Известия Курского губернского общества краеведения. Вып. 6. – Курск. – 1928.
Ильинский В. Как ведется воспитание детей в деревенской Руси. – М. : Госиздат, 1923.
История и современность Курского края. – Курск, 1993. – 598 с.
Каждан Т.П. К вопросу о изучении русской усадьбы // Русская усадьба. – Вып. 1(17). – М. – 1994. – 240 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М. : Академия. 2000. – 250 с.
Ключевский В.О. Сочинения. Т.1. – М., 1918.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.- М.: Экономика; 1993.- 399 с.
Латышина Д.И. История педагогики. – М. : Наука. – 1995.
Лихачев Д.С. Сад и культура России. – М.: Наука, 1982.
Лотарева Д.Д. Марьино: усадьба русского аристократа // Мир русской усадьбы. – М. :Наука, 1995.- 294 с.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – М.: Наука,1998.
Милюков Н.В. Очерки истории русской культуры.- М.: Знание, 1989.
Мир русской усадьбы. – СПб. – 1998.
Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – СПб. : “Летний сад”, 1998. – 224 с.
Описание Курского наместничества вообще и порознь: всякого города и уезда. – Курск. – 1785.
Памятная книжка Курской губерни на 1860 год. – Курск. –1860.
Пыляев М.И. Полубарские затеи // Исторический вестник. – 1886. – Сентябрь. – С. 532-548.
Рябцев Б.Г. Очерки истории культуры XVlll века. – М.:Наука, 1994.
Симуш П.И. Мир таинственный… М. : Политиздат, 1991. – 255 с.
Смирнов Л. Усадебный ландшафт России // Наше наследие. – 1994.
Соловьёв С.М. Избранные произведения. Т. 3.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- 576 с.
Стернин Ю.Г. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба. Вып. 1(17). М. – 1994.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов: XlX- начало XX веков. –М.: Наука, 1987.
Турчин В.С. Усадьба и судьба классицизма в России // Русская усадьба. Вып. 1(17). М. – 1994.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 1. – М., 1948.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 2. - М., 1948.
Федоров С.И. Марьино. – Воронеж, 1988.
Федоров С.И. Архитектурные очерки Курского края. – Курск, 1968.
Фет А.А. Воспоминания. – М.: Дет. Лит., 1988.
Холодова Е.В. Усадьбы Курской губерни. – Курск, 1997.
Цапенко М.П. По западным землям курским и белгородским. – Белгород, 1981.
Шалинов К.П. Путешествие в Малоросию. – М. – 1882.
Щепкин М.С. Записки. – М. , 1864.
Щербатов М. О повреждении нравов в России. – М. – 1887.