Заметим, что без обрядов невозможно представить быт крестьян и дворян, что делает их неким общим элементом в жизни двух таких далёких “близких” классов.
Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в первой половине XIX века усадьбы Курской губернии были центрами домашнего воспитания. По своим воспитательным и образовательным возможностям усадьбы ничем не уступали другим педагогическим учреждениям. О том, как осуществлялся процесс воспитания речь пойдет в следующем параграфе.
-39-
§2. Воспитание юного дворянина.
Центром дворянского воспитания была семья. Основной формой было домашнее воспитание. Дворянам вполне хватало средств и возможностей для обеспечения своим чадам всех условий для роста и развития. Распространившаяся в конце XVIII-начале XIX веков мода на философию Руссо внесла свою лепту в дело воспитания. Французский просветитель настаивал на ограждении ребенка от дурного влияния города, воспитание его на фоне природы.
Домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты. Они позволяли дворя нским отрокам без особого труда поступать в различные военные и учебные заведения. Например, получив домашнее образование и воспитание И.И.Барятинский служил в Екатерининском гусарском полку и считался одним из самых блестящих представителей “золотой молодежи”. Прекрасное домашнее образование получил знаменитый художник В.Г.Шварц: еще до поступления в Лицей он знал три языка.
Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его святой обязанностью – представитель господствующего сословия должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он “голубой крови”.
Дворянство дало России как большое количество образованнейших, интеллигентнейших деятелей науки и культуры, политиков и военных, заботившихся о благе родины, так и много лишних людей.
Конечно нельзя подводить под один шаблон все дворянские семьи, отношения внутри каждой из них определялись, естественно, личными качествами ее членов. Но, как отмечает О.С.Муравьева: ”Во всем многообразии дворянского семейного быта просматриваются некоторые общие черты. С одной стороны, воспитание ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные друзья дома – все воспитывают его по своему усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или неосознанно, учат его все понемногу. Такая ситуация могла сложиться лишь внутри сословного
-40-
и традиционного общества. Беспорядочность различных влияний на ребнка нейтрализовалась, во-первых, принадлежностью всех “воспитателей” к одному и тому же кругу общества, придерживающемуся одной культурной традиции; во-вторых, заметной патриархальностью быта,тяготеющего к воспроизводству в каждом следующем поколении прежней, опробованной системы отношений ” [30, 146-147].
Результатом такого воздействия было как бы впитывание окружающей атмосферы, перенятие молодым воспитанником в свой внутренний мир этой суммы влияний, приобщение к дворянским ценностям. Уже с “младых ногтей” дворянин сознавал важнейшее правило-честь превыше жизни. Это знание крепнет в нем из года в год, именно оно делает из него дворянина. Первыми воспитателями и примерами, каким должен быть дворянин становятся конечно же родители, прежде всего мать. Рассмотрим по-подробнее функции родителей.
Забота о ребенке начиналась задолго до его рождения. Беременную женщину отправляли из города в усадьбу, подальше от светской суеты. Будущую мать огораживали от всяческих волнений, ничто не должно было тревожить ее душу. Дворянку опекали заботой супруг и многочисленные слуги. Она совершала прогулки по парку, музицировала, занималась рукоделием, читала.
В то время дворянкам прививалась мысль о том, что рождение и воспитание детей является основной целью ее жизни и первейшим долгом. Поэтому ради этого акта женщины расставались с ”высшим светом” чтобы уединиться в деревне, надолго забыв о балах и раутах. “Женщина, готовящаяся сделаться матерью, перестает выезжать и является только в дом своих ближайших родственников. Как во избежание какой-нибудь случайности, так и ради соблюдения приличий она не показывается ни в театре, ни на общественных гуляньях и не ездит с визитами” [14, 105].
Отцы не оставались в стороне. Они выбирали еще не родившимся детям род занятий, обычно это была военная служба. Еще не родившегося ребенка записывали в какой-либо полк солдатом, чтобы по достижению совершеннолетия у него было военное звание. Если рождалась девочка, в полковых документах отмечали, что солдат такой-то умер.
Начинается поиск учителей. Обычно на должность гувернера (гувернантки) приглашали иностранцев, чаще французов, но были и англичане и швейцарцы. Это объясняется как отсутствием
-41-
большого количества хороших педагогов в России, так и желанием привить ребенку с детства европейские манеры, языки, культуру.
Таким образом, в дворянских семьях задолго до появления ребенка начинается подготовка к его рождению, воспитанию и образованию и, даже, забота о его карьере.
В предшествующие рождению ребенка дни за матерью был постоянный присмотр. Часто пациентку навещал доктор, он же обычно и принимал роды в подготовленной обстановке (горячая вода, чистые вещи, опытные служанки).
К новорожденному приставляли кормилицу и няню. Впрочем в XIX веке дворянки чаще сами кормили грудью, но если по каким-либо причинам это было невозможно, нанималась кормилица.
Младенца не оставляли ни минуты. Постоянно за ним кто-то присматривал: днем с ребенком находилась мать, ночью - няня, часто осматривал ребенка доктор. Многочисленные родственники и знакомые семьи стремились засвидетельствовать свое почтение.
В раннем возрасте ребенку несколько ограничивали свободу передвижения, физическое развитие. Постоянно следили, чтобы ребенок много не ходил, не бегал, не кувыркался и т.д.
Надо отметить, что в XIX веке начали “ценить ребенка, ценить детство” [27, 53].
Ю.М.Лотман отмечает, что: ”Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок – это и есть нормальный человек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что играть – это хорошо. Нетолько ребенка, но и взрослого надо учить, играя. Учение с помощью розги противоречит природе” [27, 55].
Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. И это – заслуга в основном женщины…[27, 54]. Кстати, о прекрасном поле. Путешевствовавший по России в середине XlX века француз Теофиль Готье писал: ''Женщины очень развиты. С лёгкостью… они читают и говорят на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне…'' [10, 111].
Детям не только стали шить одежду и разрешили играть – дети очень рано начинали читать. “Чтение вслух, а затем и самостоятельная детская библиотека,- продолжает Ю.М.Лотман,- таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики” [27, 60].
Ворвавшись в жизнь ребенка в 1780-х годах, книга стала к началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребенка были очень интересные книги, - конечно, прежде всего романы: ведь дети читали то, что читали женщины. Женская биб
-42-
лиотека, женский книжный шкаф формировали мир чтения и вкусы ребенка. Романы кружили голову: в них героические рыцари…служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни” [27, 62].
Итак, отметим, что дворянские дети рано начинали приобщаться к мировой литературе. Для этого были все условия. В усадьбах существовали прекрасные библиотеки, о чем говорилось выше. Дворяне с измальства готовятся ни к карьере или службе, а к подвигам. Совершить недостойныйпоступок хуже смерти. “Смерть не страшит подростков и юношей этого поколения… Люди живут для того, чтобы их имена записали в историю, а не для того, чтобы выпросить у царя лишнюю сотню душ. Так в детской комнате создается новый психологический тип” [27, 64].
В моду входят так называемые ”Записки о воспитании”, которые писали отцы для своих сыновей. Ива Иванович Барятинский написал ”Мысли о воспитании моего сына”, посвятив сочинение своему старшему сыну Александру. В записке отразились взгляды князя на предназначение человека в обществе.
Согласно записке малолетний Александр до пятилетнего возраста оставался под присмотром женщин, а затем должен был перейти на попечение гувернеров. Два года посвящались развитию физических навыков: силы, гибкости, ловкости. Это достигалось с помощью различных упражнений: гимнастических занятий, езды на неоседланной лошади, холодных купаний. С семи лет отрок должен был приступить к изучению языков - русского, славянского, латинского и греческого. Основное внимание уделялось родному языку. В то же время начиналось обучение рисрванию и арифметике. С двенадцати лет надлежало приступить к изучению основ механики и прикладной математики. Эти науки должны были подготовить юношу к занятиям земледелием по мнению Ивана Ивановича очень важной науки. Для агрономических опытов князю Александру предполагалось отвести отдельный участок и предоставить земледельческие орудия. Он должен был основательно изучить многопольное хозяйство и устройство машин, освоить искусство межевания. Много внимания уделялось овладению столярными инструментами.