Смекни!
smekni.com

Этносоциология (стр. 1 из 3)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Институт мировой экономики и информатизации

Реферат

На тему:

Этносоциология

г. Москва

2001

План

Введение

I. Нации и этнические группы

а) понятие нации и этноса

б) развитие взглядов на этносы

II. Тенденции развития духовной жизни народов

III. Этнические аспекты политики

Заключение

Литература

Введение

Предметом этносоциологии являются национальное само­сознание и этническое поведение, опосредованные конкрет­но-историческими условиями их функционирования.

Этнические проблемы всегда занимали особое место в истории России. В царской России представителей одних народов относили к инородцам, за другими не признавали права на самостоятельное существование их культуры и даже самоназвание, третьи были лишены возможности иметь свою письменность, свой язык, свою литературу.

В этно­графической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как прави­ло, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настрое­нием и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы-группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным строем и психологией. Будем употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особен­ность этнической группы.

I. Нации и этнические группы

На территории современной России живут представители более ста наций, народностей и этнических групп. В начале XXвека они обладали различной исходной базой — от жизни в условиях примитивной организации хозяйства до капита­листических экономических отношений. Соответственно боль­шим был разрыв и в уровне культуры[1]. Разнообразие обычаев, традиций дополнялось серьезными различиями в приобще­нии к достижениям человеческой цивилизации. На уклад жизни влияли религиозная обстановка, историческое прошлое, языковые особенности, степень развитости контактов с дру­гими нациями и народностями. Специфика проявлялась и в быте, стиле ведения домашнего хозяйств, в одежде, утвари, в семейных отношениях.

Все это многообразие общественных связей внутри каж­дой нации, народности и этнической группы и между ними образовывало самые различные оттенки, типы и формы на­циональных межнациональных отношений.

Совместная жизнедеятельность не могла не порождать проблемы, противоречия.

Поэтому вполне естественно, что наука, отдельные уче­ные уже давно стали специально изучать историю наций, их культуру.

В работах историков (Ю.В.Бромлей, Ю.Кахк, В.И.Коз­лов, К.В.Чистов), как правило, характеризовались этапы ре­шения национального вопроса, опыт осуществления нацио­нальной политики в различных регионах страны. Часть работ была посвящена путям и средствам развития отдельных сфер национальной жизни, главным образом в сфере экономики и духовной жизни. Определенный интерес представляют рабо­ты, посвященные становлению двуязычия, роли русского и национальных языков в создании культуры. Немало исследо­ваний — и исследований интересных — было связано с ана­лизом этнографических проблем жизни тех или иных наций, народов и народностей.

В работах философов (Э. А. Баграмов, М. С. Джунусов, Ж. Г. Голотвин, А. М. Егизарян, И. П. Цамерян, М. И. Куличенко и др.) чаще всего рассматривались проблемы социально-классовой структуры, социальные проблемы развития куль­туры, языка, образования и быта. При этом акцент делался на позитивных процессах, свидетельствовавших орасцвете национальных культур, о сближении образа жизни наций и народностей, и совсем недостаточно говорилось о том, с какими противоречиями сталкивалось осуществление национальной политики, какие процессы происходили в экономических, социальных и политических отношениях, какие нерешенные вопросы возникали в ходе взаимодействия куль­тур различных наций.

При анализе методов решения национального вопроса исследователи очень часто ограничивались анализом пока­зателей экономического и социального развития наций и народностей и чрезвычайно мало обращали внимание на те аспекты национальных отношений, которые самым непо­средственным образом связаны с восприятием людьми объ­ективной реальности, с противоречиями в национальном самосознании. Особое место в этносоциологии занимает группа истори­ков, которая знаменовала в своей работе единство истори­ческого и социологического подхода (Ю. В. Арутюнян, М. А. Губогло, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов и др.) и которая с 60-х годов реализовала ряд уникальных исследовательских проектов. Именно исследования этих ученых, а также социо­логов-философов (В. Н.И ванов) вскрыли многие тревожные симптомы, которые появились задолго до распада СССР и свидетельствовали о созревании скрытых напряженностей (например, отток русскоязычного населения из республик, в частности Грузии, начался еще в конце 70-х годов, а не в конце 80-х, и тем более не после 1991 года).

Вместе с тем ни в теории (в социологии), ни на практике не был своевременно замечен и оценен рост национального самосознания. Хотя этот процесс происходил в условиях ин­тернационализации общественной жизни, нельзя забывать, что и этот вид общественного сознания может неадекватно отражать объективную реальность. При определенных усло­виях именно в сфере сознания (а впоследствии и в поведе­нии) возникает возможность появления национализма и шо­винизма, представляющих по своей сути деформацию поли­тического и духовного компонента национальных отношений, что порождает одно из обличий этнического эгоизма — стрем­ление обеспечить привилегии своему народу за счет других.

Говоря об этносоциологии, следует выделить феномен, раскрывающий специфику проявления национального влюбом гражданском обществе и степень возрастания его влияния на жизнь каждой многонациональной страны. Так как практически в мире не осталось однонациональных го­сударств, этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ. Это обнаружилось и в Канаде (осо­бая позиция французских жителей провинции Квебек), и в Чехословакии, и в Турции, и в Ираке, и во многих много­племенных государствах Африки. Более того, обострились этнические противоречия в странах, которые издавна счи­тались едиными с точки зрения нации, но располагающими этническими группами. Этнические противоречия отмеча­лись в Бельгии и Испании. В сочетании с религиозными эти процессы наложили серьезный отпечаток на повседневную жизнь и привели к трагедии в Северной Ирландии, в Пенд­жабе (Индия), в Югославии.

Поворот к национальным, этническим проблемам проис­ходит в глобальных масштабах. Достаточно сказать, что в вой­нах и вооруженных конфликтах вес этнического фактора в 1984—1989 годах достиг, по данным Д.Райта, половины (15 из 30), в то время как за весь период нового времени (с 1496 по 1983 год) только 86 из 240 войн характеризовались той или иной степенью этнической нетерпимости. Анализ реальной ситуации показывает, что удельный вес этнических воору­женных конфликтов в ближайшем будущем будет возрастать. Отражением этой тенденции стали события в Казахстане, в Нагорном Карабахе, в Грузии, в странах Прибалтики, на Северном Кавказе. Обострились проблемы крупных этничес­ких групп и диаспор, по тем или иным причинам не имею­щих своей государственности на территории СНГ: немцев, уйгуров, крымских татар, курдов. До сих пор кровоточат раны от переселения целых народов: калмыков, чеченцев, ингу­шей, кабардинцев и т.д.

II. Тенденции развития духовной жизни народов

Интернационализация экономической и социальной жизни объективно толкает национальное самосознание рассматривать духовную жизнь как наиболее полное воплощение достижений национальной культуры, область национальной самобытности. И это в самом деле так. Именно культура, язык, обычаи и тра­диции народа хранят в себе в большей мере, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этой нации, народности, этнической группе.

Прежде всего исследователи отмечают значение культуры, накопленных ею ценнос­тей для развития и укрепления национального самосознания. Разнообразие и неповторимость национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности культуры (но не исключительности) одних народов и подлин­ное уважение к духовным ценностям других народов — этот духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие, так и социально-клас­совые черты каждой национальной культуры.

Национальная культура проявляет себя в таких явлениях и процессах, как деятельность массовых (библиотеки, клубы, кино) и специализированных учреждений (театры, музеи, художест­венные выставки, филармонии и т.д.). Как показывают социо­логические исследования, развитие таких форм национальной культуры и их влияние на национальное самосознание протека­ют весьма своеобразно. Попытки замкнуться только в рамках отдельной национальной культуры приводят лишь к обеднению духовной жизни, к замкнутости и даже деградации[2].

Аналогичные процессы характерны и для образования и науки. Попытки ограничить себя национальными школами, подготовкой молодежи к будущей жизни только на нацио­нальной основе ни к чему позитивному не приводят. Наобо­рот, нарастает отвержение этой национально-культурной замк­нутости, о чем свидетельствуют социологические данные по многим республикам.