.
Культура - это способ производства и его результаты. Культуры вступает в фазу цивилизованного развития, когда появляются: города, письменность и государство.
2 подхода к истории культуры:
1. Цивилизационный;
2. Ареальный.
Любая культурная традиция всегда тесно связана с конкретными географическими условиями. Эта взаимосвязь сохраняется на протяжении веков.
Культура имеет 2 типа развития:
1. Эволюция (развитие постепенное, поступательное);
2. Взрыв (развитие мгновенное).
1. 2. большевики Россия (СССР): 1917 распад СССР (1991)Диатропика - наука о разнообразии окружающего мира.
Культура Киевской Руси.
Киевская Русь - раннефеодальное государство, которое сложилось в результате объединения славянских племен со столицей в Киеве. (?X - X??).
Культура Киевской Руси была самой молодой в Европейском регионе, и поэтому носила ученический характер.
Время правления князя Владимира: 980 - 1015. Именно в этот период шло сильное градостроительство, формировалась единая денежная система. Глубокое влияние на славянскую культуру оказала византийская наука и школьная культура.
Формирование славянской интеллигенции началось при Ярославе Мудром, так как Киевскому государству были нужны свои философы, писатели и духовенство. Рассадниками знания и учености в Киевской Руси были монастыри, где находились библиотеки и научные лаборатории. Русское монашество и монастыри возникли при Ярославе Мудром. В первой половине X?? на Руси было уже 70 монастырей. Именно в монастырях велись летописи, составлялись политические трактаты, писались и переписывались иконы.
Книжность - это особый способ развития культуры, когда накопление знаний идет не только за счет опоры собственных границ, но и через слово, письменность других культур.
Время существования Киевской Руси: 988 - 1237 (время нашествия монголо-татар).
Книга на Русь пришла не только из Византии. Моравские братья (Кирилл и Мефодий) разработали славянскую письменность уже в 60-е годы X?. В 80-е годы X? на церковно-славянский язык переведены библия, жития святых. К X? сформировались основные жанры славянской литературы.
Жанры славянской литературы:
Палея (пересказ библейской книги с комментариями);
Пролор (жития святых, расположенные в календарном порядке);
Шестоднев (описание сотворения мира в шесть дней);
Космография (описание деревьев, минералов, животных, реальных и нереальных).
Чем больше и сложнее жанры, тем более развита культура.
В 1051 появился первый русский митрополит (Илларион). Ему принадлежит первый политический трактат и первый литературный памятник "Слово о законе и благодать". При Илларионе появилась первая библия Киевской Софии, и при нем был создан первый сборник законов "Русская правда".
Проводниками книжной мудрости Киевской Руси были князья, опиравшиеся на духовенство.
При Ярославе Мудром активно развивалось устное творчество:
1. Календарная обрядовая поэзия. (Это заговоры, заклинания, песни, которые способствовали пробуждению природы, обеспечивали урожай, благословляли семейные браки); РОМАН
2. Дружинные песни; ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА 3. Былинный эпос. ЭПОСМИР
Устное народное творчество всегда анонимно.
В древнерусской литературе давно сложился принцип историзма. Автор стремится выйти на уровень самых широких обобщений. Первые литературные произведения основывались на энциклопедических знаниях.
В 1061 русские земли подверглись опустошительным набегам половецких племен. Князь Владимир Мономах отбросил из далеко за Дон. В 1184 Киевский князь Святослав Всеволодович создал коалицию южнорусских князей, которые разбили половецкое войско. Князь Игорь не принимал участия в походе. Именно об этом событии рассказывается в "Слове о полку Игореве". Впервые эта рукопись была найдена А.И. Мусиным-Пушкин. Текст этого памятника был опубликован в 1800. Считают, что "Слово о полку Игореве" было написано в 1185-1187, и его автором был книжник Тимофей. Другая точка зрения — что его авторами были или певец Митуса, или Ходына. Кроме того, у некоторых ученых есть версия, что его автором был киевский князь Святослав Всеволодович.
"Слово о полку Игореве" было написано для современников, которые знали об этом событии, поэтому в произведении нет подробной исторической картины. Главная идея - призыв к объединению русских земель. Автор считает, что сам поход был предпринят во имя все Русской земли. Значимость этого похода он подчеркивает с помощью описания природы. За строчками этого произведения присутствует образ вещего певца Бояна, который является внуком Велеса. Образ Ярославны связан с гуманистическими традициями древнерусской фольклорной культуры. В "Слово о полку Игореве" много песенной символики, и стиль произведения напоминает устную художественную речь. На "Слово о полку Игореве" оказал влияние дружинный эпос.
Берегиня - покровительница, защитница рода. В древнерусской культуре ее образ слился с образом Божьей Матери.
Посредник между верхом и низом называется медиатор.
Обучение грамоте.
В X? в Киевской Руси было достаточное количество грамотных людей. К грамотным людям относилась не только знать, но и ремесленники (оружейники, резчики по пению, ювелиры). По-видимому, некоторые женщины тоже были грамотными, так как они процарапывали свои имена на посуде и пряслица.
— пряслицеВ Новгороде были обнаружены сотни берестяных грамот (частные письма, деловая переписка, челобитные и завещания). Рукописные книги, летописи и княжеские грамоты исполнялись на пергаменте (телячья кожа). В быту простые люди писали на бересте и воске. Предмет для письма назывался писало. Оно изготовлялось из кости, бронзы, дерева или железа. Красивые писала носились в кожаных футлярах. С X?V на Руси распространяется бумага. Поэтому с этого времени стали писать перьями. Футляр для пера назывался перницами. Вероятно, уже в конце X??? появились школы для посадских людей. Посад - это ремесленники.