Смекни!
smekni.com

Древнекитайская цивилизация (стр. 3 из 3)

Однако в самой обширной социальной категории — шужэнь, простолюдинов — это правило не действовало, так как ниже этого ранга уже нельзя было опускаться.

Структура социальных рангов была тесно связана в чжоуском обществе с системой землевладения и землепользования. Все земли в Поднебесной считались принадлежащими вану. Вот как выражена эта идея в одной из песен «Ши-цзина»:

Широко кругом простирается небо вдали,

Но нету под небом ни пяди не царской земли,

На всем берегу, что кругом омывают моря

Повсюду на этой земле только слуги царя.

Ван являлся верховным собственником Поднебесной в том же смысле слова, в каком все люди в Поднебесной были его слугами. Но при этом «ван считает своим слугой чжухоу, чжухоу считает своим слугой дафу, дафу считает своим слугой ши» и т. д. Поэтому система землевладения в чжоуском обществе была такой же иерархической, как и структура социальных рангов. Как верховный собственник всей земли в Поднебесной, ван «жаловал» высшим аристократам (чжухоу) право наследственного владения частью земель Поднебесной. Чжухоу в свою очередь признавали права дафу на владение 4'астью принадлежавшей им территории. Дафу сами не обрабатывали землю, а передавали ее во владение ши. В конечном счете земля обрабатывалась простолюдинами. Хотя деспотический правитель — ван считался верховным собственником земли, фактически известные права на нее имели представители различных социальных групп, а частной собственности в современном смысле слова в чжоуском обществе не существовало.

В XI—Х вв. до н. э. большое количество пленных, как и в эпоху Инь, приносили в жертву. Однако в это время значительная часть пленных оставлялась в живых и превращалась в рабов. Рабы использовались на тяжелой и грязной работе — в качестве носильщиков, конюхов, слуг, в домашнем хозяйстве и т. д. Рабы стояли вне иерархии социальных групп. Ими становились не только военнопленные, класс рабов пополнялся за счет лиц, совершивших преступления. Превращение в раба лишало члена общества покровительства со стороны усопших предков.

Литература

1. В. И. Кузищев «История Древнего Востока», М. 1979

2. Л.С. Васильев «История Религий Востока», М. 1983

3. Д. Варга «Древний Восток», Будапешт 1979

4. Г.М. Бонгард-Левина «Древние цивилизации», М. 1989