I Введение
II К. Брюллов:
1 Краткая биография
2 Стили и направления в творчестве художника
3 Картина “Последний день Помпеи”
4 Вклад Брюллова в живопись Европы
III Заключение
Я выбрала эту тему потому, что я очень мало знаю о Карле Павловиче Брюллове и о его творчестве, хотя его картина “Последний день Помпеи” всемирно известна. На ней изображена трагедия, что меня и привлекло. Картина огромных размеров и когда находишься с ней рядом, то кажется, что ты среди тех несчастных людей, поэтому картина просто завораживает. Я не очень интересуюсь картинами, но это произведение Брюллова меня просто потрясло и оставило неизгладимое впечатление. Мне стало очень интересно узнать, что же послужило толчком к написанию картины? Какие в ней спрятаны тайны? И почему она написана именно в этом стиле? Чтобы ответить на все эти вопросы мне нужно было перечитать много литературы, в том числе и о детстве Карла. К тому же, в школьном курсе мы изучаем и живопись, и архитектуру, и другое искусство, но не так подробно, а отдельного предмета нет. Кроме всего прочего, мне стало интересно узнать обо всем творчестве художника, других его картинах, например таких, как “Всадница” или “Итальянский полдень”.
Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге. До 5 лет Брюллов был прикован болезнью к постели. Первоначально обучался под руководством своего отца Павла Ивановича, художника, мастера декоративной резьбы. Трудолюбивый Павел Иванович знал, что искусство кроме таланта требует упорства и постоянных занятий. Каждый день маленький Карл должен был рисовать определённое число человечков и лошадок и только после этого получал завтрак. Братья Карла, старшие и младшие, все учились в петербургской Академии художеств. В десять лет он поступил в петербургскую Академию художеств, его учителями были Иванов, Егоров, Шебуев. И скоро Брюллов стал удивлять всех своими успехами в рисовании, но был слаб в науках. Что касается искусств, то в этом отношении Брюллов во все время пребывания в Академии считался первым между сверстниками. Система образования основывалась тогда, как и во всех европейских академиях, на принципах классицизма, направления рационалистического, имевшего строгий свод канонизированных правил. Последовательность обучения была незыблема. Вначале - копирование с оригиналов, сперва с натюрмортов, затем с фигурных композиций. Позже - рисование с гипсовых слепков античных голов и фигур. Далее - рисование с манекенов, задрапированных "под людей", своего рода переходная ступень от гипса к живому человеку. И только после всего этого шло рисование с живой натуры. Ему не только было позволено до времени начать рисование с гипсов, много раньше своих соучеников он получил разрешение заниматься собственными композициями. Первая среди них - большой, подцвеченный пастелью рисунок "Гений искусства". Прекрасный и величественный Гений искусства восседает, опершись на лиру. Автор словно бы вдохнул жизнь в античного бога, пребывающего в расцвете юных сил, увековеченного в блистательной, не проходящей юности. Тонкое чувство формы, поражающая пластичность картин Брюллова - результат любовного изучения классики. Еще в академии юный художник сорок раз рисовал сложнейшую группу Лаокоона. Карл легко выполнял академические задания, охотно помогал товарищам, делал картинки к настольным играм, писал декорации для ученических спектаклей. Дома, по воскресеньям, он работал ещё больше, чем в академии: рисовал, лепил, чертил географические карты, повторял – копировал – картины великих мастеров. Добиваясь точности и совершенства, юный живописец сделал семь копий с портрета монаха, написанного, как тогда считали, испанским художником Веласкесом. Голову старика, написанную другим мастером, он скопировал около двадцати раз.
В те годы, когда он самозабвенно трудился над "Гением искусства", в России происходили важные события. Былой авторитет Александра I окончательно развеялся в глазах мыслящего русского общества после того, как правление государством было по сути дела передано императором в руки ярого реакционера графа Аракчеева. Именно в те годы начинают возникать тайные декабристские общества. Только силой мог российский император сдерживать кипение умов. Всякое проявление свободомыслия тотчас вызывало жестокие репрессии. В свою очередь это рождало новые акты сопротивления, неповиновения. Национальное сознание было разбужено в ту пору в русском обществе и народе Отечественной войной 1812 года. Слухи обо всем, что происходило в российской действительности, так или иначе, проникали за высокие стены Академии художеств. Живая жизнь, живые впечатления начинают проникать и в работы Карла Брюллова. В его альбомах появляются сперва изредка, затем все чаще, то портрет сотоварища, то финн с лошадью, то набросок с кухарки, восхитившей Брюллова искусством печь блины. Растущее пристрастие к натуре не могло не просочиться и в академические программы.
Карла Брюллова по жизни называли “Великим Карлом”. В день окончания Академии Карл вынес из актового зала целую пригоршню медалей. Его первым успехом стала картина “Нарцисс”, за которую художник получил золотую медаль 2-ой степени(1819); за работу “Явление Аврааму трёх ангелов” юный художник был награждён Большой золотой медалью (1821), получив право на поездку в Италию. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники были отправляемы за границу лишь спустя три года по окончании ими курса в Академии. Общество поощрения художников пришло на помощь Брюллову, постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его за свой счет за границу, что и было сделано в 1822 г. По Высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло на Брюллова. Новые впечатления в каждом следующем городе лавиной обрушивались на учеников петербургской Академии художеств. В Мюнхене они потрясены духовным величием средневековой готики, столь удивительной глазу, привыкшему к спокойно-строгим формам русской архитектуры классицизма. Здесь братья задержались на изрядный срок, получив право ежевечерне работать в классах Мюнхенской академии. Карл Брюллов блестяще выполнил ряд заказов на портреты. С началом весны братья продолжили путь. Через Инсбрук, Боцен, Триент, Бассано, Тревизо они прибыли в Венецию, где Карла Брюллова ждет новое потрясение - он открывает для себя Тициана. В письме в Россию Брюллов с восторгом восклицает: тициановский "образ письма прекрасен, а краски - непостижимы..." Это признание особенно знаменательно, ведь в Академии пальма первенства отдавалась, согласно постулатам классицизма, рисунку, цвет же имел роль второстепенную, вспомогательную. Во Флоренции он видил новые работы Тициана, восхищается творениями Леонардо, подлинниками античных статуй.
В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. Художник отправился сюда для изучения античной скульптуры и живописи мастеров Возрождения. Это и повлияло, главным образом, на стиль художника.Первое время своего пребывания в Италии Брюллов писал картины из римской жизни; между прочим, он написал две женские поясные фигуры, известные под названиями "Утро" и "Полдень". В течении 1825-28 он работал над копированием “Афинской школы” Рафаэля, написанную в стиле классицизма в натуральную величину. Так шлифовалось мастерство, намечался переход к самостоятельному творчеству. Воспитанный на традициях классицизма, Брюллов внёс в него обновляющую струю романтики, увлечённости красотой живого мира. Первые десятилетия XIX века в России богаты не только историческими событиями. Духовная жизнь общества, жизнь литературы и искусства той поры отмечены бурным развитием, сложностью, противоречивостью. Еще в начале века в недрах классицизма зарождается романтизм, давший блестящие плоды в изобразительном искусстве, прежде всего, в портретном творчестве О.А. Кипренского. Из Европы же приходят идеи нового направления - сентиментализма. Брюллов много острее большинства своих сверстников ощущал новые веяния. За недолгий период самостоятельной работы - с 1821 по 1823 год - он постепенно приобщается к новым идеям, идеям романтизма, которыми уже были захвачены современные ему русские литераторы - Пушкин, Жуковский и другие писатели и поэты этого круга .. Уже в ранних работах проявилось его блестящее дарование, виртуозный рисунок, богатство колорита и мастерское владение композицией. За годы пребывания в Италии Брюллов в разных техниках - масле, акварели, сепии, рисунке - создал около ста двадцати портретов. Более сотни разных характеров, образы людей различных национальностей, разных профессий, индивидуального душевного склада. В обширную галерею воссозданных им образов входят русские художники, скульпторы, писатели, музыканты.
Мастер сумел найти золотую середину между господствующей академической живописью классицизма и новым романтическим влиянием. Во всех жанрах, к которым обращался Брюллов он смог сказать новое. Классицизм – художественный стиль европейского искусства XVII – XIX в.в., одной из главных важнейших черт которой было обращение к античному искусству. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества. Романтизм – направление в искусстве XVIII – конец XIX в.в., которое характеризуется изображением действительности лучше, чем она есть на самом деле. Художник очень разнообразен в своих жанровых пристрастиях. Ему доступно всё: исторические драмы (“Последний день Помпеи”), жанровые сценки, портреты (Ланчи), автопортреты (1848 г.), ню. Портрет – один из жанров в искусстве, в котором воссоздается облик человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатляет духовный мир изображаемого человека. Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно. Он пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами ("Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини", около 1842). Иное, спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей ("Поэт Н. В. Кукольник", 1836; "Скульптор И. П. Витали", около 1837, "В. А. Жуковский", 1837-38, Т. Г. Шевченко; "И. А. Крылов", 1839, "А. Н. Струговщиков", 1840,). В портретах художник обращается к анализу человеческого настроения, улавливая томящие душу модели противоречия, надлом. Он видит в лицах и позах сочетание воспламеняемости воображения и усталости, движения мысли и рассудочного холодка. К данному циклу примыкает и "Автопортрет" (1848), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья. Автопортрет – портрет художника, выполненный им самим. У Брюллова есть и выдающие ню – изображение нагого тела.