К царству смерти первоначально был близок и Гефест, бог подземного огня, позднее осмысленный как божественный покровитель ремесел. Согласно мифу, Гефест сын Зевса и Геры, родился на Олимпе, но вызвал отвращение у матери и был сброшен ею в море, затем выловлен, вскормлен и воспитан морскими нимфами нереидами, овладел ремеслом кузнеца и во всеоружии вернулся на священную гору, чтобы обслуживать ее обитателей.
Гефесту была назначена в жены самая пленительная из богинь Афродита, покровительница чувствительной любви и любовного очарования. По наиболее распространенному варианту мифа Афродита была не дочерью Зевса , а родилась из семени бога неба Урана, попавшего в морскую воду, и , таким образом, относилась к богам старшего поколения. Восточное происхождение образа этой богини не вызывает сомнений.
В число олимпийцев ввели и Ареса, скорей всего древнего божество войны, в облике которого преобладает бессмысленная жестокость, противостоящая гуманности воительности Афины, ведущей справедливые воины.
Как уже известно Аиду досталось подземное царство . В изображении царства Аида нашли отражения не только представление эллинов и других народов о смерти , но и космогония. Дом Аида мыслился окруженным железными воротами, и поэтому его владельца изображали с большим ключом. Не доверяя стенам, Аид завел для охраны стремящихся к свету узников-душ чудовищного пса Кербера с тремя головами и туловищем: покрытый змеями. Супругой Аида считалось похищенная им дочь Деметры Персефона богиня зерна, проводившая в доме супруга только три зимних месяца.
Наряду с верой в существования великих богов , занявших три мира эллины сохранили представления, а духах и демонах женского и мужского пола, с приятными и отталкивающими обликами, разделенных на братьев и сестер, а божествах природы, которые с выделением высших богов стали низшими. Представление эллинов о них восходит к глубочайшей индоевропейской древности об этом говорят схожие названия, которые живущие далеко друг от друга индоевропейские народы обозначали одни и те же вещи и явления. Но и разные названия низших богов, выполняющих одну и ту же функцию, не мешают видеть в них подлинных братьев и сестер.
Особенно развиты были у эллинов представления о нимфах, олицетворяющих все движущиеся и растущее в природе, все дающее жизнь растениям, рыбам, животным.
Представление об Олимпийских богах окончательно сформировалось к 6-5 веку до нашей эры. Но Олимпийцы не смогли полностью вытеснить местных богов. В каждом полюсе был свой маленький Олимп, где почитались те же олимпийские боги, но только с местными эпитетами, а также местные герои со своим культом, со своей мифологией.