Смекни!
smekni.com

Бесконечные воды вселенной (стр. 2 из 2)


Особым почитанием в Египте пользовались пять основных планет, три из которых считались небесными воплощениями бога Хора. Пять планет были известны египтянам с глубокой древности. Так, например, первые упоминания и изображения Себа Реси Эн Пет (Юпитер) встречаются уже на крышке саркофага вельможи Хени XXI в. до н. э. Подобные звездные таблицы должны были сообщать покойному ночное время, с тем чтобы он знал, в каком месте подземного мира он находится в тот или иной момент. Изображения планет в контексте «звездных таблиц» имеются на потолках многих гробниц царей и вельмож, на потолках заупокойных храмов. Зодиаки из птолемеевских храмов — Хатхор в Дендере, Хнума в Эсне, Мина в Коптосе, а также некоторые другие — сохранили интересные планетарные тексты и изображения.


Табличка расположения звезд из гробницы Рамсеса IX.
Фивы, Долина царей. XII в. до н. э.
Себа Реси Эн Пет — «Южная звезда неба» (Юпитер) — почиталась как «Хор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба» или «Хор-Освещающий-Обе-Земли» и изображалась в виде человека с головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье.Себа Иабти Джа Пет — «Восточная звезда, пересекающая небо» (Сатурн) — именовалась также «Хор-Бык-Небес» и изображалась так же, как Себа Реси Эй Пет, или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть.Хор Джесер — «Красный Хор» (Марс) — имел эпитет «Плывущий спиной вперед», изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет — белой короне Верхнего Египта.Себег, или Сетос Эм Уха Нечер Эм Дуаит — «Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках» (Меркурий) — считался небесным образом бога Сетха, изображался в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы, в образе стоящего антропоморфного божества.Себа Джа — «Пересекающая звезда» (Венера) — представлялась в образе Бену — бессмертного феникса, «бога великого, самого себя создавшего... приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса». Зодиак из храма Хатхор в Дендере называет эту планету Па Нечер Дуауи — «Утренняя звезда». Изображалась Себа Джа в виде двуглавого антропоморфного божества или в образе самого феникса — белоснежной цапли в короне Осириса Атеф.


Созвездия северной части неба. Роспись потолка в гробнице Сети I.
Фивы, Долина царей. XIII в. до н. э.
Исключительный интерес представляют изображения на потолке гробницы вельможи Сененмута — архитектора храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н. э.), а также на потолке погребальной камеры гробницы фараона Сети I в Долине царей (XIII в. до н. э.). Здесь, помимо таблицы звезд-определителей ночного времени, показаны: северная и южная стороны небосвода, северные околополюсные созвездия, кульминация звезд эта и дзета Большой Медведицы, кульминация звезды бета Малой Медведицы. Все это позволяло провести линию небесного меридиана на широте Фив. Звезды «пояса декан», таким образом, отходили к южному скоплению. Из всех их групп — Кенемет, Хеннетет и других — только Сах и Сепедет идентифицированы как Орион и Сириус. Остальные идентификации очень сомнительны. Группа «северных созвездий» считалась самой важной на небосводе и всегда присутствует на изображениях. Месхетиу — «Бычья нога» (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, — изображается рядом со стерегущим ее воплощением Исиды Хесамут («Исиды, Матери Грозной») — Великим Гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов. «Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде — Гиппопотаму, — говорится в тексте Книги Дня и Ночи и мифологическом папирусе Жюмильяк, — после того, как он (Хор. — B. C.) отрезал его (Сетха. — B. C.) переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить ее, Переднюю Ногу северного неба, и Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов». Сокологоловый бог Ан, часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно, представляет созвездие Лебедя. Селкет, богиня-охранительница умерших, часто изображается рядом с Месехтиу. Ниже находятся созвездия «звезды бога Ра» Нечер-Ру — «Божественного Льва», крокодила Хетеп Редуи, символизирующего Владыку Вод — бога Себека, а также антропоморфное божество, повергающее крокодила, Сокол, Столб. Большинство северных созвездий не идентифицированы. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств: Мааэнитеф — «Видящий отца своего», Иренджетеф — «Сотворивший тело свое», Ирренефджесеф — «Сам создавший имя свое», некоторые другие; замыкал процессию правящий или умерший царь. На северной стороне неба представлены также 12 кругов, соответствующих 12 месяцам египетского календаря, с подразделением каждого на 24 сегмента. Эти сегменты делили время от захода до восхода солнца на 24 временных отрезка. Каждый отрезок ночи характеризовался соответствующим расположением звезд на небе.



Погребальная камера гробницы Рамсеса VI.
Фивы, Долина царей. XII в. до н. э.
В конце эпохи Нового царства в гробницах фараонов Рамсесов VI, VII и IX были изображены уникальные «звездные часы», состоящие из 24 таблиц для 24 полумесячных интервалов одного года. Каждая таблица сопровождается изображением сидящего жреца и системой из девяти вертикальных линий, пересеченных 13 горизонтальными линиями. Горизонтальные линии представляют начало ночи и окончания 12 ее часов. Сопровождающий текст объясняет, в каком положении звезда должна находиться в данный час по отношению к фигуре сидящего жреца. Таким образом, ночью два жреца садились на вершине пилона храма лицом друг к другу строго в направлении небесного меридиана, то есть в направлении с севера на юг. Один из жрецов смотрел на лицо другого через маленькое отверстие специального инструмента. В этот же момент первый жрец-наблюдатель с помощью инструмента мерхет — веревочного отвеса с грузилом — отмечал положение необходимой звезды на небе относительно фигуры противосидящего жреца. Если звезда находилась строго над головой последнего, то это означало, что она достигла своей высшей точки на небе, находится на линии небесного меридиана, раха иб — «напротив сердца». Если звезда была ниже или в стороне от меридиана, то это положение фиксировалось как херирет унеми (херирет иаби) — «у правого глаза» («у левого глаза»), херрах унеми (херрах иаби) — «на правом плече» («на левом плече») и т. д.Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы, названные греками клепсидрой. Они использовались для определения ночного времени. Известен изобретатель усовершенствованных водяных часов Аменмес, носивший титул «хранитель печати» при фараоне Аменхотепе I (XVI в. до н. э.). В Египетском музее в Каире хранится клепсидра из храма Амона в Карнаке, относящаяся ко времени правления Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Это алебастровый инкрустированный лазуритом круглый в плане сосуд с небольшим отверстием внизу, расположенным рядом с небольшой фигуркой павиана — священного животного Тота, бога мудрости и знания. Клепсидра наполнялась с наступлением ночи, к утру вода вытекала полностью. На внутренней стороне часов вырезаны 12 колонок текста и метки для 12 «часов» ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи. Внешняя сторона часов разделена на три регистра. Аменхотеп III изображен поклоняющимся Ра, Тоту, Птаху и богам 12 месяцев года. Определенная категория жрецов, носившая название унуит (производное от «унут» — «час»), должна была следить за часами. Жрецы должны были сменять друг друга каждый час и таким образом непрерывно осуществлять свою божественную службу. Египетский календарный год был солнечным и насчитывал 365 дней. Он состоял из трех больших периодов по четыре месяца каждый: Ахет — «половодье» (месяцы: Тот, Паофи, Атир, Хойак), Перет — «всходы» (месяцы: Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути), Шему — «засуха» (месяцы: Пахонс, Паини, Эпи-фи, Месоре). Каждый месяц состоял из 30 суток. В конце года пять дополнительных «эпагоменальных» суток посвящались богам Гелиопольской Эннеады — Осирису, Исиде, Хароерису, Сетху и Нефтиде. Доказано, что употребляемый в настоящее время григорианский календарь развился из древнеегипетского. В связи с тем, что египетский календарный год «торопился», опережая солнечный, и не имел високосного дня, начало года было закреплено за 19 июля — днем начала разлива Нила в окрестностях Мемфиса и первого появления Сириуса на утреннем небе. Египетская традиция эпохи Птолемеев приписывает изобретение календаря, ориентированного на звезду Исиды, Имхотепу, знаменитому мудрецу, создателю грандиозного пирамидного комплекса фараона Джосера в Саккара, жившему в XXVIII веке до н. э.О конкретных египетских астрономах мы знаем довольно мало. Надпись эпохи Птолемеев донесла до нас имя «наблюдателя за звездами храма Себека, Хенту»; в современных ему текстах из храма Исиды на острове Филе упомянут «пророк Сириуса в движении луны, жрец пяти живущих звезд (т. е. планет. — B. C.), знающий время затмения солнца и луны».

Материал взят ссайта http://www.kemet.ru/