Смекни!
smekni.com

Античные источники поэллинистической магии (стр. 3 из 3)

Этот текст, обширный даже в сокращенном виде, мы привели, конечно не только как прекрасную иллюстрацию аутоптического действа, его многоэтапности и его световой символики. Хотя этот текст является одним из самых чистых по составлющим его элементам, все же и здесь, помимо двух основных источников - египетского и иудейского видны элементы коптские и вавилонские. Кроме того, он освещает и следующий раздел нашего рассказа о PGM как источнике по магии, а именно раздел об этапах магического действа.

3. Особенностью наших папирусов, которые, как мы говорили, являются рабочими книгами магов, является то, что далеко не каждый праксис описывается полностью. Весьма часто появляются ссылки, указывающие, что автором папируса подразумевается наличие у читателя неких элементарных знаний, а также ссылки на другие части того же папируса. Поэтому для рассказа об этапах магической процедуры приходится прибегать к реконструкции. Необходимым предварительным этапом праксиса является соблюдение его учасниками магической чистоты, которую необходимо соблюдать в течение 3-7 дней. Для многих видов действ нужно выбрать специальное место. Это может быть дом, в котором никто не умерал в течение какого-то времени, с дверью обращенной на восток, это может быть открытое место или крыша дома, храм или просто очищенный участок - topoV kaqaroV, aduton. Оборудование места для праксиса в каждом случае свое. В выше приведенном тексте оно представляло собой приготовление светильника Ахи, создание креста из досок и так далее. В особенно сложных процедурах необходимо приготовление и освящение одежды и, как мы видели, жертвы. Довольно часто выбирается время проведения сеанса с разной точностью и по разным критериям. Здесь, конечно, астрология является для магии вспомогательной наукой. Наконец, мы можем обратиться к компонентам самого праксиса. Наиболее важной частью большенства процедур является молитва, содержащая основную просьбу, более или менее богато снабженную эпитетами божества, к которому обращается маг. По мере усложнения процедуры, увеличивается количество молитв и содержащихся в них эпитетов. Сами эти эпитеты весьма разнообразны. Это традиционные имена богов, в основном египетских и греческих и библейских персонажей. Затем - вполне осмысленные эпитеты, количество которых в приведенном нами тексте, хотя и сокращено почти вдвое, весьма внушительно. Затем, так сказать, полу-осмысленные имена - искаженные эпитеты богов, а иногда и просто куски известных текстов, превратившиеся в эпитеты. Далее, вовсе лишенные смысла звукоподражательные имена, ритмические вариации на тему "аххор" или "иао", палиндромы, как "абланатханалба". И, наконец, также встречавшиеся в нашем тексте 7 гласных. Кроме основной молитвы выделяются и молитвы вспомогательного характера - для введения нового этапа праксиса, для стимулирования текущего сеанса (здесь встречаются наиболее грубые обращения к богам - угрозы разгласить их таинства, или наслать на них более сильного демона, а то и высшего бога). Особое место занимает процедура аполисиса, которая в PGM обычно является методом плавного завершения сеанса, но может быть и экстренной мерой. Другой важный компонент большинства магических процедур - принесение разного рода жертв - в основном возлияний и воскурений. Он может появляться в любой момент - в самом начале сеанса, в его конце, перед молитвой или после нее, может идти паралелльно с чтением. Если речь идет о праксисах связанных с вызыванием божества, то важнейшим этапом является сам акт общения. Однако, он в большинстве случаев не зависит от мага, и поэтому мы располагаем незначительным числом его описаний. Это то, что касается этапов магического действа.

4 и 5. Что касается materia magica и демонологии PGM, то нам хотелось бы граничиться лишь некоторыми замечаниями, в связи с тем, что темы эти весьма обширны и трудно систематизируемы. Мы отметим лишь те перспективы, которые, как нам кажется, имеются в данной области. Необходим анализ этого источника на предмет выявления корреляции между целью и задачей праксиса с одной стороны и магическими материалами с другой. Важно классифицировать эпитеты богов, особенно богов призываемых для контакта с точки зрения их магической значимости и происхождения, поскольку источников происхождения эпитетов немало: греческая и египетская мифология, Библия, греческий, египетский, иудейский культ, народная демонология, герметизм и гнстицизм, раннехристианский тексты и культ, неопифагореизм, орфические гимны, оракулы сивилл и так далее.

6. В заключение скажем о словаре PGM. Устойчивое употребление таких терминов как praxiV - действо, logoV, sustasiV, sthlh - разные формы молитв, sunousia - контакт с богом, autoptoV - характеристика контакта с богом, показывающая, что его можно видеть, fotagwgia - процедура приведения сияния, предваряющего контакт с богом, apolusiV - процедура завершающая сеанс, filtrokatadesmoV - процедура любовной магии, botanharsiV - обряд собирания трав, kataptwsiV - одержимость, fialomanteia - гадание по блюду, lucnomanteia - гадание с помощью светильника и другие показывают весьма разработанный технический язык, позволяющий достаточно точно описывать действия магического искусства, который является солидным заделом для той дальнейшей разработки, которую предпримут в этой области поздние неоплатоники.

Автор А.В. Петров