Смекни!
smekni.com

Дикость, варварство и цивилизация как ступень развития общества (стр. 2 из 5)

Социологическая позиция Т. Ларсонса, сосредоточивает внимание на основных компонентах «действия вообще» и в этом смыс­ле на «потребностях-установках индивидуального действующего лица». Но хотя вырисовывающиеся при этом сис­темы (социальная система; культура; личность) не могут быть сведены друг к другу, они связаны воедино общей системой координат действия. И проблема в конечном счете сводится к следующему; «каким образом вполне устойчи­вая культурная система может быть связана с характе­ристиками как личности, так и социальной системы, что­бы обеспечивалось полное «соответствие» между стан­дартами культурной системы и мотивацией отдельных действующих лиц данной системы?»^ Важно следующее, содержащееся в данной позиции теоретическое обстоятель­ство: культура, с одной стороны, является продуктом, с дру­гой, - детерминантой систем человеческого социального взаи­модействия. Если принять его во внимание, то тогда мо-жет возникнуть вопрос, направляющий нас в русло темы, выне­сенной в заголовок данного подраздела: как культура обес­печивает сохранение социальной системы (вопрос о меха­низмах ее разрушения мы пока не рассматриваем).

В социальном измерении культура - это, в первую очередь, мир окружающих пас вещей, несущих па себе отпечаток человеческого труда, существующих в об­ществе отношений, уровня и особенностей взаимодей­ствия человека с природной средой и т.д. В этом смыс­ле «культура» - это обработанная, очеловеченная, «окультивированная» природа. Окружающие нас вещи предста­ют как мир «оживших» предметов, как предметно вопло­щенные человеческие усилия, мастерство, нормы, тради­ции, эстетические вкусы и нравственные ценности, пере­несенные человеком на созданные им творения. И само их создание соответствует и индивидуальным потребностям, и общественным ценностям и идеалам, т.е. определен­ной культурной традиции.

Этот мир дает нам представление как о социальной системе в целом (своеобразие, самобытность общества, наличие определенных социальных слоев, групп, инсти­тутов - жрецы и писцы в древних цивилизациях, ремес­ленные цеха и гильдии в средневековых городах Европы), так и о входящих в систему социального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и индивиду­альной культуры воплощается в определенных культур­ных образцах, которые обозначаются как«заученное поведение», «комплекс образцов поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь» и т.д. Именно ими и определяется институализация индивидуального пове­дения (в одном случае - жреческая каста как основа соци­альной организации, в другом - рационально организован­ная система бюрократического управления и т.д.).

Следовательно, в результатах человеческой деятельнос­ти, в форме завершенных ее материальных и духовных об­разований находят свое воплощение особенности индивиду­альной деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исто­рического развития. Здесь культурология опирается на эт­нографические описания, этнологию (учение о народе-этно­се), на социологические измерения общества. Однако в от­личие от его социально-философского рассмотрения куль­туролог доводит свое исследование до социально-психоло­гического уровня, выявляя национальный характер народа, менталитет (строй, особенности мышления) этноса и эпохи. По сути, речь идет о выявлении институциональных свя­зей, институтов, которые переводят субъективную деятель­ность индивидов в объективный план. Здесь можно гово­рить не только о том, «что» производят, и не только о том, «кто» производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное - о том, как производят. И это «как» характеризует прежде всего способ освоения дейст­вительности, технологический опыт, приемы и способы полу­чения информации и передачи их от поколения к поколению.

Следовательно, культура характеризует обновляющееся бытие человека, а поскольку человек - это социальное существо, и его жизнь невозможна вне общества, токуль­тура есть самообновляющееся в процессе человеческой деятельности социальное бытие индивида. Весь мир че­ловеческой культуры (как материальной, так и духовной) предстает живой и самовозобновляющейся субстанцией (т.е. тем, что самостоятельно существует, без всякой зави­симости извне), основания которой -алгоритм, способы, характеристики трудовой, художественной и интеллек­туальной деятельности человека. Весь вопрос - чем зада­ется этот алгоритм, способ, характерные особенности (культурные особенности) жизнедеятельности народа.

Видимо, культура в этом плане - это уровень от­ношений, сложившихся в коллективе) те нормы и об­разцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса и раз­личных его социальных слоев. Культура предстает фор­мой трансляции (передачи) социального опыта через ос­воение каждым поколением не только предметного (в пер­вую очередь, предметы производства) мира культуры, на­выков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем эта, регулирующая социальный опыт, роль культуры тако­ва, что она формирует устойчивые художественные и по­знавательные каноны, представление о прекрасном, видение природы во всех его этнических особенностях и колоритах.

Во взаимодействии человека с природой культура иг­рает особую роль, не сводимую к социальной (обществен­ной). Социальная организация (техноло-гический и эконо­мический уровень развития) может быть одинаковой у различных народов, но невозможно спутать их художест­венные вкусы, обычаи, традиции.Национальный мир -это единый космос, в котором слиты человек и историчес­ки окружающая его природа, которая влияет на социаль­ную психологию этноса, формирует национальный харак­тер и детерминирует направленность его практической деятельности. Природа - это, таким образом, не только окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает при - родах, от рода. Культура связы­вает (а не только разъединяет) человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях.

Вот в этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь формируются его ценностные установки, спо­собы ориентации, формируются его вкусы и жизненные идеалы. Этот культурный фундамент, в котором вызрева­ют архетипы (основные типы поведения, коренящиеся в глу­бинах психики), первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой психологии и опреде­ляет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и результат. Это исходное состояние коллективной (и соот­ветственно индивидуальной) психики реализуется и преоб­разуется в способы освоения действительности. Человек как наследник культуры осваивает, таким образом, националь­ное достояние, опыт взаимодействия человека с природой.

Другое дело, что такое освоение происходит в процессе деятельного (а не пассивно-созерцательного) отношения к миру, усвоения определенной роли в семье, в обществе. Сама деятельностная сфера может сохранять националь­ный колорит или же приобретать массовидный характер, поэтому мы и предложили различать сферу субъекта куль­туры и деятельностную сферу, через которую происходит перенесение родовой культуры на индивидуальные резуль­таты материального и духовного труда.

Естественно, что и в сохранении, и трансляции прису­щих культуре образцов поведения, ценностей, регулиру­ющих прежде всего отношения между людьми в общест­ве, должна быть определенная устойчивость, код. Эта ус­тойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры, которая является одним из механизмов иера-хизации (освящения) культурных ценностей. Традиция как способ сохранения культуры показывает, что куль­тура - это не только и не столько результат челове­ческой деятельности, сколько способ этой деятель­ности и человеческой жизни в целом. В этом смысле можно говорить об «окультуренности» человека в исто­рических формах его существования благодаря сохране­нию традиций и, наоборот, разрыв культурных связей и традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с приро­дой, что может проявляться и в наличии конкретных тра­диций: в традиционных ремесленных промыслах, художе­ственном творчестве, поэтическом народном творчестве и т.д.