Поле, на котором сегодня проигрывает российское кино, в сущности, едино для всех видов искусства. Искусство ищет смысл жизни. Этот поиск — его пища.
Задачей российского кино всегда было, есть и будет донести до зрителя реальность современной жизни. Оно всегда было реалистическим, как и вся культура России. Кинематограф России всегда решал проблемы человеческого существования и развития, пользуясь методами и средствами, накопленных веками традиций нашего многонационального народа.
Информация по отечественному кино.
Системная информация по отечественному кино. 1896-1996. Текст опубликован в журнале "Искусство кино" (NN4-5, 1996) и приводится с небольшими дополнениями в отдельных фрэймах. При цитировании ссылка обязательна.
Мирослава Сегида:
Первые демонстрации кинематографа в России - 1896 год.04/16.05.1896 - "Синематограф"/Петербург в Летнем саду "Аквариум", между вторым и третьим актами оперетки "Альфред-паша в Париже"; 26.05/07.06.1896 - в увеселительном саду "Эрмитаж"/Москва, по окончании оперетты "Славный тестюшка". В течение лета 1896 года аппарат Люмьера побывал в Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону).В программу входило десять фильмов, снятых Луи Люмьером: "Улица Республики в Лионе", "Прибытие поезда на вокзал", "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Завтрак бебе", "Игра в экарте", "Политый поливальщик" и др. Сеанс продолжался 10 мин.
Первые киносъемки в России - 1896 год.Летом Люмьер выпускает в продажу документальный фильм "Коронация Николая II", снятый в Москве французским кинооператором Камиллем де ля Серф.В 1896-1897 годах харьковский фотограф А.Федецкий снимает и демонстрирует в городском театре несколько хроник: "Перенесение чудотворной иконы Божьей матери из Куряжского монастыря в харьковский Покровский монастырь", "Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка", "Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством".В этот период московский фотолюбитель - артист театра Корша - В.Сашин-Федоров демонстрирует москвичам свои фильмы: "Игра в мяч", "Публика, толпящаяся у входа в театр", "Вольная богородская пожарная команда". Пионеры отечественной киноиндустрии, не заработав на своих показах, больше не искушали судьбу в кинобизнесе.
Открытие первого русского кинопредприятия - 1906 год.Руководитель - Александр Ханжонков, представитель иностранной фирмы. Основная деятельность - продажа фильмокопий иностранного производства, создание структуры проката.На смену "иллюзионам" и "электротеатрам" вместимостью от 10 до 40 мест строились специальные здания с просмотровыми залами от 300 до 800 мест, с фойе, гардеробом, буфетом. К 1913 году в России насчитывалось 1412 кинотеатров (в Москве - 67, в Петербурге - 134). Длительность сеанса увеличилась с 10 минут до часа и более.
Открытие первого русского киноателье - 1907 год(Петербург, на базе фотоателье Александра Дранкова). По данным В.Вишневского, в 1907 году Дранков пробует снять игровую картину "Борис Годунов". Попытка была безуспешной, хотя отснятый материал демонстрировался в том же году под названием "Сцены из боярской жизни". Исследователи немого кино единодушно игнорируют эту ленту, как первую игровую русскую картину. В течение февраля-марта 1908 года Дранков - фотограф при Государственной Думе - выпускает в продажу семнадцать видовых картин и хроник разной тематики.
Первый русский игровой фильм - "Понизовая вольница"("Стенька Разин"), вып. 15.10.1908, киноателье Александра Дранкова, постановщик В.Ромашков, сцен. Василий Гончаров - получивший отставку чиновник железнодорожного ведомства. Актер непрофессионального театра [клуба] - В.Ф.Ромашков больше фильмов не режиссирует. Как актер снялся у Евг. Червякова в фильме "Девушка с далекой реки"("Бумажная лента", 1927), где сыграл небольшую роль ж-д. сторожа, деда главной героини, затем были еще две роли (1929, 1932). Все фильмы с его актерским участием не сохранились. В разных источниках его называют по разному: В.Ромашков и Б.Ромашков, что лишь подчеркивает его неизвестность в кино- и театральной деятельности. Картина (224 м.) состоит из семи сцен, снятых одним ракурсом. В роли Степана Разина снялся драматический актер Петербургского народного дома Е.Петров-Краевский, позже снявшийся в 19-ти бытовых драмах. Снимали фильм сам А.Дранков и Н.Козловский - впоследствии один из ведущих русских кинооператоров игрового, хроникального и мультипликационного кино (более 80-ти работ в игровом кино).
Первая русская кинокомедия - "Усердный денщик" (Ателье А.Дранкова, реж. Н.Филиппов, вып. 01.12.1908).
Первая русская цветная (раскрашенная от руки) художественная картина - "Ухарь-купец" ("Бр.Пате"/Моск. отд., вып. 29.09.1909, сц. и реж. В.Гончаров).
Первый русский полнометражный игровой фильм - "Оборона Севастополя" ("Воскресший Севастополь", 2000 м., Т/Д Ханжонкова, вып. 09.12.1911, реж.: В.Гончаров, А.Ханжонков). Просмотр в Московской консерватории - 15.10.11."Крупнейший дореволюционный исторический фильм ("сверхбоевик"),постановка которого была осуществлена с "высочайшего соизволения"Николая II и под наблюдением специально выделенного консультанта -полковника М.Ляхова. Ставился на подлинных местах событийгероической обороны Севастополя в 1854-1855 годах." - В.Вишневский.
Выпуск первого мультипликационного фильма - 31.12.1912(в период 1911-1913 Владиславом Старевичем сделано семь фильмов, работа над фильмами велась параллельно: "Прекрасная Люконида" ("Война рогачей и усачей"), "Месть кинематографического оператора", "Авиационная неделя насекомых" - все в 1912, "Четыре черта" - 1913 и др.).Первые детские фильмы - "Веселые сценки из жизни животных" и "Рождество обитателей леса" (реж. В.Старевич, Т/Д А.Ханжонкова, объемная мультипликация, вып. 01.05.1912)Первый мультипликационно-игровой фильм - "Ночь перед Рождеством" (1913, реж. Владислав Старевич, в гл. роли Иван Мозжухин).
Статистика кинопроизводства художественных фильмов в дореволюционной России:
1908 - 8
1909 - 23
1910 - 30
1911 - 76
1912 - 102
1913 - 129 (18 фирм)
1914 - 232 (31 фирма)
1915 - 370 (47 фирм)
1916 - 499
До 1921 года на частных студиях снято более 2100 художественных фильмов (в Госфильмофонде сохранилось 300) и за 1907-1916 годы - более 2700 документальных фильмов (в 1907 году выпущено 38 фильмов). В 1913 году производством фильмов занимались 18 фирм, в 1914 - 31, в 1916 - 47, в 1917 - 52. В 1923 году фильмы выпускались тольков государственном секторе, но на экранах еще появлялись фильмычастного производства, чаще - перемонтированные версии старых лент.
Самые экранизируемые авторы: А.С.Пушкин - 47А.П.Чехов - 44Н.В.Гоголь - 25Л.Н.Толстой - 24А.Н.Островский - 19А.М.Пазухин - 15М.Ю.Лермонтов - 13И.С.Тургенев - 12Яков Гордин - 11Л.Н.Андреев - 10Ф.М.Достоевский - 10Н.А.Некрасов - 12А.В.Амфитеатров - 9А.Н.Апухтин - 9И.А.Крылов - 9Гюи де Мопассан - 9А.К.Толстой - 7И.В.Шпажинский - 6
Самые экранизируемые произведения (дореволюционное кино):
"Сумасшедший" А.Апухтина - 9 фильмов
"Хирургия" А.Чехова - 7
"Полтава" А.Пушкина - 5
"Борис Годунов" А.Пушкина - 4
"Братья-разбойники" А.Пушкина - 4
"Записки сумасшедшего" Н.Гоголя - 4
"На бойком месте" А.Островского - 4
"Последнее слово подсудимого" А.Майкова - 4
"Преступление и наказание" Ф.Достоевского - 4
"Тарас Бульба" Н.Гоголя - 4
"Человек из ресторана" И.Шмелева - 4
"Война и мир" Л.Толстого - 3
Всего экранизаций - 482.
Данные по немому кино взяты из двух источников: Вен.Вишневский "Художественные фильмы дореволюционной России". Москва, "Госкиноиздат", 1945;Н.А.Лебедев "Очерк истории кино СССР. Немое кино (1918-1934)". Москва, "Искусство", 1965.
1. Юренев Р. Чудесное окно: Краткая история мирового кино.- М.- Просвещение, 1983 г.
2. Згуриди А. Экран. Наука. Жизнь.- М:, Искусство,1983.
3. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского- М.: Искусство,1992.
4. А. Ханжонков.: Жизнь за кадром. // Профиль.,4 авг., N 29(51) .,1997., с.8.
5. Первый русский продюсер. // Эксперт., 1 сент.,1997.,с. 10.
6. Секрет королевы. // Эксперт., 25 июля , 1996., с. 5.
7. Юренев Р. Праздник тревоги нашей. // Свободная мысль.- 1996., N 2.,с.47.
8. Толстых В. Муза века: 100 лет кино. //Правда.- 1995., 28 дек.
9. Ларионов А. Такое вот кино .// Совет. Россия.-1996., 12 марта .,с. 4.
10. Богомолов Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино : 20-е годы. // Искусство кино. -1995., N 11.,с. 16.
11. Медведев А. Только о кино.- Кино в России- история ХХ век. // Искусство кино.- 1999 год, N 2.,с. 5.
12. Из истории кино. Сборник. Выпуск 7., Издат-во “Искусство”, М. 1968 год.
13. Из истории кино. Сборник. Выпуск 9., Издат-во “Искусство”, М. 1974 год.
14. Ежи Теплиц История киноискусства 1928-1933. Издат-во “Прогресс”., М., 1971.
[1]“ Из истории кино”. [ Сборник]. Выпуск 9,Издат.-во”Искусство”,М. 1974 год.
[2] “ Из истории кино”. [ Сборник]. Выпуск 7,Издат.-во”Искусство”,М. 1968 год.
[3] Одно из первых упоминаний о существовании эмигрантского кино во Франции относится к 2 октября 1922 года.
[4] Цитата по беседе Н.Нусиновой с Л. Траубергом. Запись 1989 года.
[5] Из беседы Н Нусиновой с Ниной Толчан в 1990 году.
[6] “ В город входить нельзя”-фильм Юрия Желябужского, снятый на студии “Межрабпомфильм”. “Его призыв” Якова Протазанова был сделан на студии “Межрабпом-Русь”.
[7] Письмо К.Мозжухина И.Мозжухину от 21,10,1927,
[8] Сергей Эфрон. “Воспоминания”.
[9] Чуковский К.. Собрание сочинений в 6-ти т.,М.,1969.,с.149.
[10] Гинзбург С. Кинематорафия дореволюционной России, с.74
[11] Гинзбург С. Кинематорафия дореволюционной России, с.71-72
[12] Гинзбург С. Кинематорафия дореволюционной России, с.66.
[13] Сюжет об актере В.Н.Давыдове ,в котором он был заснят в спектакле “Свадьба Кречинского” , историки относят даже к первым русским игровым фильмам, поскольку этот фрагмент из спектакля снимался не на сцене, а в ателье.
[14] Об одном из них, десятичастевом фильме “О трубе” упоминает в своей книге С.Гинзбург, который относит производство всех этих сельскохозяйственных фильмов к 1909-1911 гг.
[15] В некоторых публикациях, особенно за рубежом., этот фильм назван “Инфузории”.