Я приглашаю вас выйти из автобуса и подойти поближе к входному порталу Шахи -Зинда, он, завершая весь ансамбль, является позднейшим сооружением.
Надпись над входом гласит: « Это величественное здание основано Абдулазиз - ханом, сыном Улугбека - Гурагана, сына Шахруха, сына Амира Тимура - Гурагана в 883 г.» ( 1443 г. н. э.) Достройки и реконструкции в Шахи - Зинда продолжались вплоть до прошлого века.
Давайте поднимемся по ступенькам входной лестницы и по прохладному полумрачному коридору совершим путешествие в глубь времен. Чем дальше мы будем идти, тем древнее будут постройки.
Посмотрите, с левой стороны лестницы на террасе 15 в., располагается двухкупольный мавзолей, ранее приписываемый Казы - заде Руми - математику и астроному времен Улугбека и его приближенному. ( Вскрытие показало, что захоронение принадлежит женщине 30 - 35 лет с выраженными чертами монголоидности). Сейчас, поднявшись с вами по этой крутой тридцатишестиступенчатой лестнице, мы попадем в открытую галерею. Слева и справа здесь расположены мавзолей - усыпальницы ближайших родственников Тимура, в том числе его жены Туман - ака и сестры Ширин - бика - ака. Галерея заканчивается круглым двориком со сводчатой аркой. Под которой, справа вы видите старинную резную дверь, ведущую к самому древнему сооружению ансамбля, мавзолею Куссам ибн Абасса. Он объявлен святым за проповедь и насаждение ислама в Самарканде после его завоевания арабами. Существует легенда о том, что живший здесь Куссам ибн Абасса, закончил однажды проповедь, снял собственную голову с плеч, взял ее подмышку и скрылся через узкую щель в пещере, где и продолжает жить и по сей день. Отсюда происходит и название «Шахи - Зинда», что означает «живой царь». Гробница Куссам ибн Абасса, отгороженная от других помещений резной деревянной решеткой, облицована изразцами с арабскими надписями.
В целом, архитектурный, Шахи - Зинда представляет собой уникальный музей глазурованного декора 14-15вв. Здесь можно найти и поливную резную терракоту, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупную мозаику из поливных кирпичей. По тонкости и изяществу ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шахи - Зинда.
А теперь, давайте вернемся в наш автобус и, проехав, по утопающим в зелени улицам доберемся до другого выдающегося архитектурного сооружения средневекового Самарканда - соборной мечети Биби-Ханым.
Обратите внимание, какие замечательные дороги в Самарканде. Вместо привычной белой разделительной полосы, в Европе, здесь ее заменяют газоны с цветами и вечнозелеными растениями.
Биби- Ханым.
Полюбуйтесь этим величественным зданием. Строительство мечети было начато в 1399 году, после победоносного похода Тимура в Индию. Строилась она в течение 5 лет. Сооружение ее было завершено в 1404 году . По замыслу Тимура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. К участию в строительстве были привлечены зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. 200 каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана м других стран работали в самой мечети, а 500 рабочих в горах Пенджикента трудились над добычей, обтесыванием камня и отправкой его в Самарканд.
Грандиозное здание занимали прямоугольный двор размером 130 х 102 метра. На западной стороне его возвышалась главная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети. Обширный внутренний двор выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Давайте войдем во внутренний двор мечети. Вход во двор оформлен в виде высокого портала с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветным глазурованным кирпичом, образовавшим прихотливый геометрический орнамент и религиозные изречения. Роскошная и богатая отделка внутренних помещений состояла из облицовки майоликовой мозаики, резным мрамором, тиснением на папье-маше, позолоченными узорами. Во дворе на постаменте установлен каменный коран. Существует поверье, что если женщина проползет под ним с правой стороны, то первый ребенок будет мальчик, с левой - девочка. Время сурово обошлось с соборной мечетью Биби-Ханым. Здания ее начали разрушаться еще при жизни Тимура, и ныне от нее остались по существу лишь величественные развалины. Но и они производят неизгладимое впечатление. Сейчас ведутся работы по реставрации всего комплекса построек Биби-Ханым в ее неповторимом былом величии. Укреплены кирпичная кладка в основании стен и облицовка портала, выпрямлен минарет, восстанавливаются стены, ограждавшие мечеть, реставрируются порталы. Предстоит возвести часть галереи, восстановить внутренний купол здания большой мечети. Будем надеяться, что в скором времени мы увидим Биби-Ханым (дорогую тетушку), восставшую из пепла прошлого как, птица Феникс.
А теперь давайте вернемся в автобус и проехав по Регистанской улице доберемся до центра средневекового Самарканда площади Регистан. Сюда вели все основные дороги. И наша дорога сейчас тоже направляется к сердцу старого Самарканда - Регистана, что в переводе означает (Песчаное место).
Регистан
Регистан - форум и торгово-ремесленный центр древнего города. Воздвигнутый здесь ансамбль монументальных зданий - уникальный образец градостроительной культуры минувших веков.
Когда-то, давно, здесь под звуки огромных медных труб - джарчи глашатаи объявляли гражданам милости и грозные кары властителя. Здесь всенародно совершались казни, провозглашались начало и конец войн и походов. Сюда являлся триумфатор-победитель, чтобы покичиться перед самаркандцами награбленными в далеких странах трофеями, добычей и отрубленными головами врагов, воздетыми на длинные пики. Сюда же, на Регистан, сбегалось мятежное население, чтобы идти в кварталы знати, громить ненавистных угнетателей и тиранов.
Площадь Регистан с трех сторон замыкает величественное здание: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), Шердор (1619-1636 гг.), Тилля-Кари (1647-1660 гг.).
Высшее духовное заведение, своеобразный университет средневековья - медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. Среди них, по преданию, жил и учился знаменитый таджикский поэт Джами. Существуют сведения, что в медресе читал курс математики сам Улугбек. В 15 веке на Регистане были построены два монументальных здания - медресе Шердор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу - бессмертному памятнику зодчества - медресе Улугбека. Медресе Шердор, то есть здание со львами, является зеркальным отражение медресе Улугбека. Оно строилось почти 17 лет по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша Бахадура. Спустя 10 лет после завершения Шердор, при том же правителе было начато строительство медресе Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера. Название медресе означает в переводе отделанное золотом. Площадь золочения составила около 1000 кв.метров и содержит 14 кг 300 грамм золота. Медресе, по мимо своей основной задачи - обучение студентов - выполняло роль соборной мечети. Значение центральной городской площади Регистан не потерял и до наших дней. Здесь смонтирована светозвукопанорама, дающая возможность устраивать яркие представления на семи языках. Каждое медресе на площади Регистан ведет свой рассказ о жизни предков о войнах и разрухе, о мирных днях и созидании. Кончается представление под величественную мелодию словами:
Я Регистан, я сердце Самарканда
Я памятник прошедших войн и бед.
Потомок, слушай мудрости завет: мир береги.
Жить в мире, дружбе-счастье.
Ты всюду помни это, человек.
Заключение.
Итак, мы с вами совершили экскурсию по историческим местам г. Самарканда. Посмотрели, как он рос и менялся на протяжении более чем 25 вековой истории. Узнали, имена тех, кто завоевывал этот город, в чьи периоды правления он достигал наивысшего расцвета, либо падал в тартарары. Сейчас, я предлагаю вам самостоятельно побродить по мечетям Регистана, зайти во множество антикварных и ремесленных лавочек, которые располагаются на месте бывших келий, посмотреть представление местной театральной группы и встретиться через 1.5 часа, на этом же месте, где вас заберет автобус и отвезет к гостинице. Всего Доброго, Вам!
Характеристика экскурсии.
По содержанию: обзорная, одноплановая.
По месту проведения: городская.
По способу передвижения: транспортная, автобусная.
По форме проведения: общеобразовательная.
По составу экскурсантов: для гостей города.
Продолжительность: 4 часа.
Протяженность: около 10 км.
Экскурсия разработана впервые.
Цель экскурсии: Ознакомить гостей города с красотой, величием, историей 25 - векового города Самарканда.
Задачи: 1) Показать исторический и современный облик города.
2) Рассказать, как формировался город на протяжении 25 веков.
3) Рассказать о великих людях, населявших этот город.
4) Рассказать о древних легендах и преданиях Самарканда.
5) Показать наиболее интересные и красивые памятники архитектуры.
Объектно - тематическое планирование.
Объект | Тема |
Городище Афрасиаб. | Старое городище. Местоположение. История возникновения, существование и гибель. Происхождение названия |
Шахи - Зинда. | Усыпальница Тимуридов. Легенда о живущем шахе. |
Биби - Ханым. | История, строительство, Коран. |
Площадь Регистан. | Сердце старого города. |
Аннотация.
Эта экскурсия - небольшое путешествие в прошлое, в глубь веков. Она повествует об одном из старейших городов мира - Самарканде, овеянном славой и драмой далеких веков. Велика притягательная сила Самарканда. Ведь немного на свете городов, чей возраст исчислялся бы более чем 25 веками, городов, которые манили бы к себе своей красотой, неповторимым обликом, так как манит Самарканд: «Рим Востока».