Самарканд - «Эдем Древнего Востока».
Дорогие друзья! Сегодня Вы познакомитесь с одним из старейших городов мира - Самаркандом. Перед вами предстанет город, где древняя цивилизация как бы встречается с современной действительностью.
« Как небеса средь неба - купола
Индиговые, синие... Над ними
Фарфоровые стаи голубей
В лазури плещут крыльями своими.
О мира блеск, лазурный Самарканд!
В тебе седой истории преданья
И нового Востока красота, -
Величественный пафос созиданья...
Расположенный на торговых караванных путях, игравших огромную роль в экономических связях стран Востока, он еще много сотен лет назад стал одним из центров древней цивилизации и носителем историко-культурных традиций народов Средней Азии.
Город, чей возраст исчисляется более чем двадцатью пятью веками, завораживает и заманивает своей красотой и неповторимостью. Прозрачная тихость спокойных улиц, пение иволг, трели соловьев, щебет перепелок, журчание воды в арыке, невольно заставляют вас остановится, глубоко вздохнуть и, сев за достархан, под тенистой чинарой, задуматься о смысле жизни. Недаром на Востоке говорят: « Кто познал жизнь, тот не торопится.» И под крики муэдзина с минарета, мечтательно глядя на дорогу, где машины обгоняют арбу с запряженным ишаком, забыть о безумии неотвратимо наступающего 21 века.
Справедливо поэты и историки прошлого наделяли его такими пышными эпитетами, как « Эдем Древнего Востока », «Драгоценная жемчужина восточного мира », « Краса подлунных стран », « Рим Востока »...
История города сложна и противоречива. С ней связаны имена Александра Македонского, арабского полководца Кутейбы ибн Муслима, грозных Чингисхана и Тимура, ученого Улугбека.
Древнейшие страницы истории Самарканда погребены под землей, в археологических объектах, в руинах замечательных архитектурных памятников. И, лишь, благодаря археологам мы можем узнать о чем говорят древнесогдийские поселения. Изумительные архитектурные памятники Самарканда поражают высоким качеством работ зодчих, керамистов, красотой и гармонией их мастерства. В мировой архитектуре известны лишь 3 памятника, в отделке которых использованы рельефные украшения из папье-маше, и все они находятся в Самарканде. Это мечеть Биби-Ханым, усыпальница тимуридов- Гур-Эмир, и медресе Тилля-Кари.
Самарканд - город легенд. Здесь каждый камень, овраг или водоем - живое предание о былом, каждый памятник старины - свидетель действительных или воображаемых событий, каждое старое дерево связано с какой - нибудь притчей, каждый квартал города (гузар или махалля) хранит, как родословную свою легенду. Иногда эти легенды срастаются между собой и образуют циклы.
Но чаще всего они привязаны к каким - нибудь историческим местам или событиям, чем - то запомнившимся самаркандцам. И таким местом справедливо можно назвать городище Афрасиаб, захоронившее в своих недрах остатки разрушенного монголами древнего Самарканда. С него мы и начнем наше путешествие по старинным архитектурным памятникам Самарканда, как по страницам учебника истории, где каждый параграф - здание, беспристрастно повествует о самых светлых и самых темных этапах его жизни.
Афрасиаб.
До начала 18 века Самарканд располагался на территории близ северо - восточной окраины современного города. Название «Афрасиаб» появилось в письменных источниках только в 17 веке. В 15 веке место древнего и средневекового называлось «Старой крепостью» ( Хисори Кухна). Название «Афрасиаб»некоторые исследователи связывают с героем древнего эпоса «Шахнаме» - Афрасиабом, могучим владыкой Турана. Существует также предположение, что название городища произошло от таджикского слова «Парсиаб» ( согдийское Паршваб), что означает «над черной рекой» (Слоб), которая омывала городище с северной стороны. Видимо, позднее население по - своему осмыслило это название, связав его с легендарным царем Афрасиабом.
Ныне Афрасиаб - огромное скопление безжизненных холмов, но в далеком прошлом здесь кипела жизнь. Именно этим и объясняется пристальный интерес ученных к Афрасиабу.
Пологие холмы городища Афрасиаб скрывают руины единственного в своем роде среднеазиатского города. Его уникальность в необычайно крупных для своего времени масштабах укрепленного городского поселения. Древний Самарканд, располагавшийся здесь, был средоточием экономической, культурной и, по всей вероятности, политической жизни долины Заравшана в его среднем течении. Город на Афрасиабе формировался, видимо, как обширная, негусто населенная территория, окруженная стенами. Укрепление возникло на базе естественного стратегически выгодной рельефа территории. Городище Афрасиаб расположено на крупном останце лессовидной террасы. Площадь Афрасиаба 288.9 га. Граница, идущая по краю обрывов, с большим изгибами тянется на протяжении 5.4 км. В рукописях говорится, что он имел неприступную цитадель и внешнюю оборонительную стену длиной 70 стадий - около 14 км.
Трудоемкие работы по организации водоснабжения и сооружению крепостных укреплений были вызваны сложившимися к тому времени социально - экономическими условиями, необходимостью перемещения населения из небольших, разбросанных по округе неукрепленных селений под защиту мощных стен.
Посмотрите на вот эти монументальные кладки, они характеризуют первые этапы становления города, они были возведены еще 5 - 3 веках до нашей эры.,
их расчистили только на 80 м. в длину и 13м. в высоту, а сколько еще спрятано под землей?! Городские укрепления тех же периодов представлены и на западе Афрасиаба, где наиболее полно сохранился наружный фасад стены 3 века до нашей эры, с многочисленными пилястрами и стреловидными бойницами.
У подножья цитадели издревле лежали городские кварталы с жилищами горожан, храмами, водоемами и рыночными площадями, оплетенные сложной сетью улиц, переулков, каналов.
Давайте заглянем ненадолго в наиболее полно изученный сейчас квартал
7-8 в.в. нашей эры., где были обнаружены знаменитые на весь мир настенные росписи, выполненные талантливейшими самаркандскими живописцами. Пока вы будете рассматривать фрески я расскажу вам еще немного об истории этого городища. В исторических хрониках античного времени самое ранее письменное упоминание о Самарканде, известном под названием Мараканд, относится к 329 г. до н. э. ( в описаниях завоевательских походах Александра Македонского). Весной 329 г. до н. э. греко - македонская армия во главе с Александром за 15 дней совершила трудный переход через горный Гиндукуш и вторглась на территорию Средней Азии. Александр Македонский двинулся к Самарканду и после упорного боя захватил его. Свободолюбивый народ оказывал ожесточенное сопротивление, отстаивая свою независимость. Центром восстания, которое продолжалось три года, явилась Согдиана. Восстание местных племен и народов под руководством Спитамена против греческих завоевателей - одно из ранних народно - освободительных движений в истории Средней Азии. С 329 по 327 гг. до н. э. Александру пришлось трижды завоевывать каждый раз поднимавшуюся против него Согдиану. Только вследствие измены местной знати и военного превосходства армии восстание народных масс было жестоко подавлено. Предательски был убит Спитамен.
После Александра Македонского Самарканд вместе с другими районами Средней Азии входил сначала в состав государства селевкидов, а затем в греко-бактрийское царство. В первые века нашей эры город попал под власть могущественной кушанской державы. В 5 веке свое господство над землями Средней Азии установили правители династии эфталитов.
В 6-7 вв. во главе Самарканда стояли ишхиды (цари), действовавшие в тесном контакте с тюркским каганатом. В конце 7 - начале 8 вв. в Средней Азии появились войска арабов - завоевателей. В 712г. полководец Кутейба в результате жестоких сражений овладел Самаркандом. Население выступало против иноземного гнета, город становился центром освободительных войн против Халифата. Самарканд находился и под властью местной династии Саманидов, позже входил в состав Карахонидского государства.
Весной 1220 года в пределы Заравшанской долины ворвались орды Чингиз - хана. Послушайте, как отразил события того времени историк 8 века, Ибн-Аль-Ассир, - « Они ни над кем не сжалились, избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей. Пришли, разрушили, умертвили, ограбили и ушли.»
Обрывки кольчуг и панцирей, наконечники стрел, молитва на стене, нацарапанная тут же клинком, ослабевшей рукой воина, обгорелые до красна стены, обращенные в уголь резные деревянные панно - вот свидельство последних дней жизни города на холмах Афрасиаба, уже более здесь не возродившегося. Нового расцвета Самарканд достиг уже широко раскинувшимся к югу от своих древних руин.
И, наконец, 14-середина 15 вв. знаменуются новым значительным подъемом экономической, политической и культурной жизни Самарканда. И именно в это время возросла и мировая известность Самарканда, как столицы созданной Тимуром обширной империи, простиравшуюся от Волги до Ганга, от Тянь-Шаня до Босфора. Тщеславный правитель мечтал превратить Самарканд в недосягаемо - прекрасный город. До нас дошли постройки времен Тимура: живописные мавзолеи Шахи - Зинда, соборная мечеть Биби - Ханым, усыпальница Гури - Эмир.
Давайте вернемся в автобус. Сейчас мы проедем с вами по Ташкентской улице до большого перекрестка и свернув влево, на улицу Кожевенную подъедем к восхитительному древнему ансамблю Шахи - Зинда.
Шахи - Зинда.
Некрополь складывался почти 9 веков, с 9 - по 19, и только в сохранившейся на поверхности части заключает более двадцати строений разного времени, представляя не только мавзолейское зодчество Самарканда, но фактически всю архитектурную школу Мавераннахра в ее развитии. Шахи - Зинда - единственный в Самарканде археолого - архитектурный памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25 - вековая история города.