– А-а-а!
Но не "из себя", как вскрикивают обычно актрисы, показывая испуг, изумление, отчаяние, а "в себя".
С этого момента вы уже под властью ее темперамента. Конец акта, когда она выгоняет обманувшего ее любовника и бежит к своему умирающему ребенку, идет в таком бурном темпе, что зал разражается громом рукоплесканий. И дальше вы уже не замечаете ее внешности: вы целиком под ее обаянием"[10].
На сцене Оренбургского театра начал свою творческую жизнь и другой представитель русского реалистического искусства – Модест Иванович Писарев. Еще будучи студентом Московского университета, Писарев сблизился с театралами, которые группировались вокруг Островского. После нескольких лет игры на любительской сцене в Москве Писарев уезжает в провинцию, где пробует свои силы в ряде ответственных ролей, добиваясь общего признания. Вместе со своей женой Пелагеей Стрепетовой Писарев служит в труппе Рассказова, где выступает преимущественно в пьесах Островского: "Не так живи, как хочется" и "Свои люди, сочтемся". Особенно удавалась ему роль Арбенина в лермонтовском "Маскараде". В пьесе Писемского "Горькая судьбина" Писарев мастерски исполнял роль Анания.
После Оренбурга Модест Иванович выступал в Москве в Народном театре, а затем в Пушкинском театре у А. А. Борзенко. "Уже одно то, что руководителем этого театра был приглашен такой просвещенный и принципиальный человек, как Модест Иванович Писарев, достаточно красноречиво рекомендовало само дело"[11].
В 1885 г. Писарев перешел на сцену Александринского театра. Он резко отличался от других одним своим видом. "В нем ничего не было от "актера". Рампа, привычка всегда быть на глазах у публики, – никак не отразилась на нем. Его скорее можно было принять за ученого, привыкшего к кабинетной работе. Печать глубокой думы лежала на его лице. Он всегда точно отсутствовал, всецело уходя в свои мысли.
Его умное, доброе лицо, задумчивые глаза, вся манера держать себя говорили о том, что тут имеешь дело с человеком содержательным, культурным, серьезным. Благожелательностью и уравновешенностью веяло от него.
Он был очень сценичен. Высокий лоб, правильные, крупные черты лица, светлые большие глаза, мощная статная фигура, – все это как нельзя кстати подходило к его коронной роли Несчастливцева, прославившей Писарева на всю Россию"[12].
В труппе Рассказова ведущее положение занимал герой-любовник П. М. Свободин. Актер большой эмоциональности, Свободин уже после первого выступления в "Гамлете" завладел оренбургской публикой. Также он захватил зрителей в Тартюфе, Чацком, Отелло.
Даже в труппе Рассказова, богатой дарованиями, Свободин выделялся огромным темпераментом и высокой культурой. Его выступления в театре и на концертах сопровождались шумным успехом. Свободин презирал местную знать. Демонстрируя свое неуважение к "партеру", Свободин часто искажал тексты ролей. Однажды, читая монолог Гамлета, он, подойдя к рампе, громко вопрашал: "Бить или не бить?" Присутствовавший в зале оренбургский полицмейстер, усмотрев в этом "признаки нарушения общественного спокойствия", арестовал Свободина. Фельетонист "Оренбургского листка", аппелируя к читателям, писал: "Г-н Свободин отныне не свободен". Друзья вызволили Свободина из-под ареста, и он вынужден был навсегда покинуть Оренбург.
Позже Свободин служил в крупнейших театрах провинции, а в конце 80-х годов поступил на сцену Михайловского театра в Петербурге.
Представителем романтического направления был В. М. Петипа – один из талантливейших отпрысков знаменитой семьи Петипа. Виктор Мариусович прибыл в Оренбург совсем юным актером. И здесь, что называется, нашел себя: именно в Оренбурге он создал лучший на русской сцене образ герцога Рейштадского в драме Ростана "Орленок". "Г-н Петипа изображает сына Наполеона исторически верно, с блеском несомненного таланта, – писал рецензент "Оренбургской газеты". – Артисту заслуженно поднесли венки и ценные подарки, его наградили громом рукоплесканий и оваций. Желаем юному артисту дальнейших успехов – из орленка стать орлом русской сцены". Виктор Петипа, работая впоследствии в Харькове в труппе Н. Н. Синельникова, вписал не одну блестящую страницу в историю русского периферийного театра.
В расцвете творческих сил работал в Оренбурге М. М. Тарханов. В телеграмме, опубликованной в журнале "Театр и искусство", отмечалось, что на роли комиков и простаков в театр приглашен Тарханов[13]. В течение одного сезона Михаил Михайлович переиграл огромное количество ролей, выступая буквально в каждом спектакле. Актер огромного сценического обаяния, Тарханов, несмотря на спешку в работе, умел находить яркое, типичное, комическое в каждом образе. Причем, что бы ни играл Михаил Михайлович, он никогда не впадал в шарж, не гнался за дешевым успехом, за аплодисментами. Местные газеты в рецензиях отмечали, что Тарханову – ученику щепкинской школы – предстоит "большое будущее".
После Оренбурга Михаил Михайлович работал в Харькове, в Киеве, Орле, участвовал в гастрольных поездках братьев Адельгейм, М. Дальского, П. Орленева, М. Петипа. Старую провинцию Тарханов исколесил вдоль и поперек, сыграв свыше 800 ролей.
В своей статье "Как я стал актером" Тарханов с особой теплотой вспоминает о своей работе с М. М. Петипа: "Большой, разнообразный комедийный репертуар был отличительной особенностью его театра. После театра трагедии, каким был в сущности театр Дальского, работа у Петипа вошла в мою творческую биографию как новый для меня и совершенно необходимый этап.
У Петипа я научился владеть диалогом, у него же я впервые со всей силой познал чувство творческого контакта с партнером. Этим, я думаю, следует объяснить тот факт, что, работая у Петипа, я добился первых серьезных успехов.
В "Тартюфе" я играл Оргона, имел партнером Петипа. Надо ли говорить, как я был счастлив, получив от него высокую похвалу в виде надписи на фотографии: "Лучшему Оргону, с которым я играл"[14].
Кроме этих мастеров в Оренбурге играли такие актеры, как П. К Дьяконов, Е. А. Волгина-Покровская, З. Н. Донская, К. Э. Пузинский,
А. П. Двинский, Шателен, Малевская-Гофман, Лаврова-Брянская, Матрозова,Чарусская, Е. Горская, Микулин, Малевский, Степанов, Звездич, А. М. Мичурин.
В последние годы перед Октябрьской революцией в театре работали А. Н. Андреев и З. Н. Зорич, впоследствии заслуженные артисты РСФСР; Е. О. Любимов-Ланский, впоследствии художественный руководитель театра имени Моссовета, народный артист РСФСР; Н. А. Светловидов, впоследствии ведущий артист Московского Малого театра, народный артист РСФСР.
В 80-е годы прошлого столетия Оренбург приобрел славу театрального города. Если кто-либо из крупных московских актеров собирался в провинцию, Оренбург автоматически включался в маршрут гастрольного турне.
Известный трагик М. Т. Иванов-Козельский играл в Оренбурге Гамлета и Отелло, местные зрители видели В. Н. Андреева-Бурлака в роли Счастливцева («Лес» Островского) и слушали в его исполнении «Записки сумасшедшего» Гоголя. На здешней сцене актриса Московского Малого театра Е. К. Лешковская играла Глафиру в «Волках и овцах».
Ф. Н. Горев включал в свой гастрольный репертуар «Женитьбу» Гоголя и «Короля Лира» Шекспира. До сих пор старожилы города хранят рассказы о том, как играла В. Ф. Комиссаржевская Варю в «Дикарке» Островского и Соловьева.
М. Т. Иванов-Козельский, которого многие считали "наследником Мочалова", выступал в Оренбурге в 1885 году. Актер огромного дарования, признанный "шекспирист", Козельский проникновенно исполнял Гамлета. В Оренбурге он выступал в пьесах "От судьбы не уйдешь", "В семье преступника" и в шекспировской трагедии. Рецензия, помещенная в местной газете, коротко, но выразительно отражает настроение зрительного зала: "Иванов-Козельский обнаружил несомненные дарования. Реализм в драматических местах был так велик, что некоторые из наших дам падали в обморок, за что нельзя не попенять на артиста"[15].
Как свидетельствует постоянная спутница его гастролей Мария Велизарий, Козельский был небольшого роста с некрасивым и маловыразительным лицом. Вся сила его очарования была в голосе. Слезы, звучавшие в голосе Козельского, были так правдивы и так трогали самую разнообразную публику, что целое поколение актеров подражало ему в очень многих деталях.
"Козельский был оригинальный Гамлет, Гамлет-философ. Никакой неврастении, как у других Гамлетов, у него не было.
Если сравнивать двух исполнителей Гамлета – Дальского и Козельского, то у Дальского внешний рисунок был сделан гораздо интереснее. Но, благодаря изумительному голосу Иванова-Козельского, публика забывала его неэффективную внешность. В самом тоне его Гамлета была изумительная простота.
Особенное впечатление производила сцена встречи Гамлета с тенью отца в первом акте. Здесь в голосе Козельского было так много любви. Лицо его было лицом человека, близкого к умопомешательству. Да, он способен был сойти с ума по дорогому, так бесчеловечно убитому отцу. И его фраза : "Вот он уходит… ушел…" звучала таким горем, таким отчаянием, как будто вместе с этим дорогим образом исчезло все для бедного Гамлета"[16].