Министерство общего и профессионального образования
Оренбургский государственный педагогический университет
Кафедра истории России XX в. и права
на тему:
Работу выполнила:
студентка V курса
Удьярова Е. В.
Научный руководитель:
к. и. н., профессор
Футорянский Л. И.
Оренбург – 1999
П Л А Н
Введение............................................................................................................................... 3
1. Театры Южного Урала.................................................................................................... 5
1.1 Зарождение и развитие театрального искусства на Урале................................... 5
1.2 Начало артистической карьеры Ф. И. Шаляпина в Уфе....................................... 9
2. Театр в Оренбурге......................................................................................................... 12
2.1 Театральная жизнь Оренбурга в XIX столетии................................................... 12
2.2 Оренбургский театр на пороге нового века....................................................... 23
2.3 Мастера оренбургской сцены................................................................................ 28
2.4 Театральные "звезды" в Оренбурге....................................................................... 37
Заключение......................................................................................................................... 42
Литература.......................................................................................................................... 43
Отзыв
на выпускную квалификационную работу студентки 5 курса Оренбургского государственного университета (научного руководителя) на тему : "Театр Южного Урала 1861–1917".
Автор (Удьярова Е. В.) сумела на базе основной имеющейся литературы осветить вопрос о становлении театра не только в творческом плане, но и истории его помещения (приспособления манежа, соответствующей перестройки и т.д.). Вместе с тем Удьярова Е. В. коснулась вопроса об артистах местного театра и выступлении на его сцене известных актеров России, затронула также вопрос о театральной публике и ее влиянии на репертуар театра.
В целом работа удовлетворяет основным требованиям квалификационной работы, а ее автор заслуживает положительной оценки.
17 мая 1999 г.
Профессор _______________________________ (Футорянский Л. И.)
Крупнейшими театрами страны в то время были московский Малый (1824) и петербургский Александринский (1832). Но театральная жизнь, конечно, не ограничивалась Москвой и Петербургом. Было много хороших театров и в провинции – в Киеве, Харькове, Ростове, Саратове. Были театры и на Урале. Среди наиболее известных и старейших – театры Перми, Уфы, Оренбурга.
Истории Южного Урала посвящено много научных трудов, выпущено много интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашего региона.
В работах "История Урала с древнейших времен до 1861 г." и "История Урала в период капитализма" – всестороннее описание края: археология, природные ресурсы, экономика, политика, культура.
В "Истории Оренбуржья" можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее ценна эта книга тем, что значительные события и факты освящаются в ней в связи с деятельностью многих известных личностей.
Незнамов М. "Старейший русский театр на Урале". Используя архивные документы, выпуски местных газет прошлого столетия, автор подробно описывает историю возникновения Оренбургского театра, его взлеты и падения, многообразие репертуара, выступления знаменитых актеров, рождение своих "звезд".
В 1956 году Оренбургскому драматическому театру исполнилось 100 лет. Этой замечательной дате посвящен юбилейный сборник "Чкаловский областной драматический театр им. А. М. Горького. 100 лет." Статья Е. Правдухиной "Театр в Оренбурге" рассказывает о нелегком, но славном пути театра, о его прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его подмостках.
Нашей работе во многом помогли мемуары знаменитых актеров (Велизарий М. И., Юрьев Ю. М) и рассказы о них (О Ф. И. Шаляпине, П. А. Стрепетовой, К. С. Станиславском). Для уточнения деталей очень полезны были справочники и энциклопедии.
Уже в XVIII в. в городах и на заводах Урала прочно прижились театрализованные представления – народные драмы. Наиболее популярными из них были "Шайка разбойников" и "Царь Максимилиан".
В начале XIX в. появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов – Строгановых, Всеволжских и др. В качестве организаторов этих театров, носивших любительский характер, выступали представители крепостной интеллигенции, получившие образование в столице и познакомившиеся там с театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполнялись мужчинами.
В 1807 г. крепостные служащие Очерского завода организовали драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть "комедийным сараем". В этом театре ставили пьесу Капниста "Ябеда", оперу Верстовского "Аскольдова могила", оперу Матинского "Гостиный двор". В 20-х годах XIX в. существовал театр в административном центре строгановской вотчины в с. Ильинском.
В 1850 г. по инициативе крепостного художника А. И. Мельникова, впоследствии известного оперного певца, был организован театр в Усолье. Театральные труппы выезжали на гастроли и в губернский город.
Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П. А. Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского "Аскольдова могила", Беллини "Невеста-лунатик" ("Сомнабула"), бессмертной комедией Гоголя "Ревизор". Но большую часть репертуара по традиции того времени составляли мелодрамы, водевили и комедии часто весьма невысокого качества. Соколов расширил свою деятельность, перенеся ее на другие уральские города – Пермь и Ирбит.
В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый театр на 800 мест открыла та же труппа Соколова. В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми.
В Оренбурге профессиональные артисты впервые выступили в 1856 году (труппа провинциального антрепренера Б. И. Соловьева).
После отмены крепостного права в России быстро развивается провинциальный театр, у которого в это время появляется новый, демократический зритель. Но Урал по-прежнему продолжала обслуживать в основном одна театральная труппа, включавшая в орбиту своей деятельности Пермь, Екатеринбург, Ирбит. В репертуаре театра были пьесы Шекспира, Островского, Сухово-Кобылина, однако подавляющую часть его составляли легковесные комедии и водевили.
Город Пермь имел лишь небольшое деревянное здание театра. Было решено построить новый, каменный театр, на постройку его объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили. Оно было в то время одним из лучших театральных зданий.
В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося деятеля русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека передовых взглядов, талантливого режиссера и актера. Он подобрал труппу с большим старанием. В нее вошли В. Н. Давыдов, З. А. Рунич, И. П. Уманец-Райская, старейшая уральская актриса Е. А. Иванова, Л. В. Михайлов, М. И. Бабиков и др.
Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для уральского зрителя, так как показал ему образцы настоящего театрального искусства. В следующем, 1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий профессиональный оперный коллектив, с которым гастролировал по городам края.
К середине 90-х годов Пермь и Екатеринбург превращаются в крупные периферийные театральные центры. С 1895 г. Пермь становится первым провинциальным городом, отказавшимся от частной антрепризы (театр содержался за счет городской думы).
В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был выстроен новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы, в том числе Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний Шаляпин.
В Оренбурге систематически выступали профессиональные драматические и оперные труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном в театр.
В 80-х и начале 90-х годов и в других уральских городах – Челябинске, Кургане, Троицке – появляются театральные труппы (как правило, небольшие и далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и драматическими спектаклями.
Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских артистов. Во второй половине XIX в. здесь побывали Д. М. Леонова, В. Н. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский, К. А. Варламов, Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, А. П. Ленский.