· Религия
· Боги
· Дружина
· Правда
· Месть
· Поединок
· Свадьба
· Похороны
Религия славян
Языческая религия славян не является цельным, гармоничным образованием. Она распадается на пласты различной степени древности, которые причудливо переплетаются между собой. Древнейший пласт - культ Рожаниц, Матери и Дочери, родивших все живое на Земле. Кое-где их изображали в виде лосих (архаичные изображения такого рода до сих пор можно видеть в мотивах русской вышивки). Позднее к ним присоединился Род, олицетворявший населенную Вселенную. Род не является верховным божеством. Верховное божество правит миром, а Род есть мир.
Близ Киева стоит город Родень, крупнейший религиозный центр славян. Вплоть до крещения Руси туда не пускали иноземцев. Там совершается поклонение Роду, Триглаву и другим богам, приносятся жертвы, и Верховный волхв Роденя имеет в некотором смысле больше власти, чем любой из славянских князей.
Третий пласт - верховное божество. Оно у славян (как и у прочих индоевропейцев) было триединым. Верховное божество так и звалось - Триглав, и олицетворяло древнейшую триаду: Сотворение - Жизнь - Разрушение. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом. Во избежание путаницы мы будем именовать лики Триглава так, как их звали восточные славяне, так как западные звали их несколько иначе.
· Сварог - Творец. Бог небесного огня, так же, как Сварожич - бог огня земного. Изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Одно из его воплощений - Стрибог, повелитель ветра. По преданию, небесный свод он выковал в кузне вместе со звездами. Покровитель кузнецов и ремесленников вообще.
· Даждьбог - Бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет, с круглой чашей-щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Покровитель земледельцев.
· Перун - Бог грозы, Разрушитель. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Покровитель воинов.
Несколько наособицу от Триглава стоит Велес. Он - земной бог, если можно так выразиться, и не всегда в ладах с небесной троицей. Бог мертвых, повелитель зверей, покровитель мудрости, волшебства, искусств и торговли. Наименее "определенное" существо. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом, либо помесь человека с медведем.
Женские божества в иерархию не укладывались. Наиболее почитаемыми богинями были Макошь, богиня судьбы и достатка ("кошта"). Изображалась зрелой женщиной с прялкой и коробом. Покровительствовала ткачихам и вышивальщицам.
Лада - богиня любви. Изображалась прекрасной юной женщиной.
Духи
· Семаргл - крылатая собака, хранитель посевов, вестник богов.
· Вилы, русалки - обнаженные девушки, живущие на ветвях деревьев или же вблизи рек. Хранители природы, подательницы теплых дождей.
· Берегини - то же самое, но в одетом виде, жили в реках, иногда следовали за людьми. Занятие в комментариях не нуждается.
· Домовой, банник, овинник, полевик и т.д. - в комментариях не нуждаются.
· Кикимора - жена домового.
· Леший, лисунка (лешачиха), водяной - в комментариях не нуждаются. Весь вышеописанный народ носил ту же одежду, что и люди, но наизнанку, левая пола поверх правой. Часто не имели бровей.
· Баба Яга - хранитель границы в мир мертвых.
Кстати, о границе. В древности человек в течение жизни умирал и рождался несколько раз. Любой рубеж в судьбе мыслился как смерть в старом качестве и рождение в новом. К примеру, инициация была смертью ребенка и рождением взрослого. Так что к Яге имеет смысл относиться, как к существу, способному провести вас туда и обратно. Или только туда.
Ко всем божествам и духам помельче славянин относился примерно так же, как и к людям. Триглав воспринимался чуть выше князя по человеческой иерархии, а к домовому и вовсе отношение было, как к члену семьи. Но это говорило не о неуважении к богам и духам, а скорее, о большом уважении к самому себе. Славянин был частью мира, ни больше, ни меньше.
Традиции и обычаи
Род и человек
Скажи мне, какого ты рода, и я скажу, кто ты.
У нас семья - это отец, мать, один-два ребёнка. Самое большее, есть ещё дедушка с бабушкой и дядя с тётей, да и те живут, как правило, где-нибудь в другом месте. Если же в семье трое детей, она считается многодетной. В древности, во-первых, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, да ещё где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых, детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников, не забудем, богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить... Представьте себе такой дом. в котором живут четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... Целое общежитие, и все - родственники! Учёные-этнографы, изучающие жизнь самых разных народов, так и называют подобный родственный коллектив: БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ.
Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как ЧЛЕНА РОДА. Он казался себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Предки - чуры, щуры - хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (помните знаменитое "чур меня?").
Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную РЕПУТАЦИЮ. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.
В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный "паспорт". Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести. В древности точно такие же порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: "По одежке встречают, провожают по уму". Только не все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная мудрость. Обычно считается, что "по одёжке" видно, богат ли человек и со вкусом ли одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые повстречав человека, "по одёжке" определяли его род и решали, как себя с ним вести.
В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня - даже самая дальняя, которую мы назвали бы "седьмая вода на киселе" - готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного. В древней Скандинавии случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто приводил с собой больше родни. И даже не потому, что родня эта являлась на суд с оружием... Мой род - моя крепость!
Зато любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует РОД, учёные называют ТРАДИЦИОННЫМ. Если познакомиться с основами древней традиции, окажется, что она совершенно четко нацелена на выживание рода. Никакого "индивидуализма" традиционное общество не признаёт. И, поскольку человечество не вымерло, значит, подобное положение большую часть людей худо-бедно устраивало.
Традиционное общество с некоторой натяжкой можно уподобить муравейнику. Природе всё равно, погибнет или будет жить данный конкретный муравей: лишь бы уцелел муравейник. Вот и человеческое общество на определённых этапах своего развития заботится не столько об индивидуальной судьбе отдельного человека, сколько о выживании общества в целом. То есть - рода.
Что из этого получалось?
Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, - самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом - девушка, родственники могли попросту приказать им жениться. И всё! Никакие отговорки не принимались. Подумаешь там, "любит - не любит". Какие мелочи, если речь идет о благополучии рода! Стерпится - слюбится...