Смекни!
smekni.com

Английский парк (стр. 3 из 4)

В Роушам он делает «Долину Венеры» со специальной аркадой, напоминающей ту, где сидел римский оратор. В Клермоне возводиться греко-римский амфитеатр, сделанный не из камня, а из травы. Перед ним огромный пруд, переделанный позже в естественное озеро.

Это была эпоха, когда ландшафтный дизайн был «благородным» искусством для изысканной аристократии. Многие аристократы любили античность и пейзажную живопись, а парковое искусство соединяло в себе эти две вещи.

Было построено множество парков и поместий, где вдохновленные виллами Палладио архитекторы строили то Храм четырех Ветров (парк в Кастл- Ховард, закзанный лордом Карлайлом, по типу Виллы Карпа Палладио), то выстраивались римские бани и целый «набор» бюстов римских императоров ( В Пейншилле, построенный Чарльзом Хамильтоном).

Это была попытка воссоздать «ландшафт античности». Видение архитекторов и «дизайнеров» ландшафта сформировалось, благодаря чтению латинской поэзии, мест увиденных в так называемом «Гранд-Тур» (поездки по Франции и Италии, с целью знакомства с античностью), благодаря пейзажам Лоррена и Пуссена.

Serpentine Style (Извилистый стиль)

Основоположником этого стиля является Ланселот Браун, по прозвищу «способный». Название этому стилю дал Хэмпри Рептон, сказав « современная извилистая парковая архитектура».

«Августианский» стиль перешел в «извилистый» в связи с переменой во вкусах. Обращение к античности не давало возможности широкого поля фантазии, оно требовало выполнения определенных правил и канонов. Теперь в модель парка включалось огромное воображение художника.

Этот стиль складывался с 1709 по 1748 гг. Он ознаменовал переход от рационализма к эмпиризму. Появляется уже абсолютно обоснованная иррегулярность.

Основные памятники этого направления: Bramham Park, Duncombe (1713-50), Studley Royal (1715-30), Rousham (1726-39), Stourhead (1026-39). Основные мастера: Джордж Лондон, Стивен Швитцер и Ланселот Браун.

Главным принципом этого стиля становится желание учесть и обыграть условия местности. Этот стиль можно назвать символичным, ассоциативным, аллегоричным.

Расцвет стиля обычно связывают с началом карьеры Л. Брауна. Он начинал как вольный художник. В 1751 году работал с У. Кентом в «Stowe»-- они вместе делали Греческую Долину. Здесь ему приходилось использовать классические формы, но уже заметен его интерес к абстракции в композиции почвы и деревьев. Главная его характерная черта—извилистые линии и формы. Но античные аллегории и символы ему не близки, и с 1732 года он работает самостоятельно как независимый архитектор.

Стиль его узнаваем сразу. Характерными чертами его зрелых и сложившихся работ, таких как Luton Hoo, Blenheim Park, Petwood, Harewood, можно назвать круглые группы деревьев, луг с травой перед домом, а главное извилистые озера (Luton Hoo, Blenheim Park). Его линии сравнимы с линиями женского тела. Все очень естественно, гармонично и целостно. Он создает единые ансамбли, более 211 проектов для английских парков создал Браун, к сожалению, весь его архив исчез бесследно.

Браун стал почти национальным героем. Его широкие, мягко стелящиеся газоны, искусно разбросанные группы деревьев и извивающиеся озера буквально революционировали парковое искусство во всей Европе и Америке.

В 1764 году Браун создал в Blenheim Park самое величественное озеро во всей Англии. Перегородив речку Glyme, он создал естественное озеро, красивее которого нет в Европе. Лишь оплакивающие прежний строй регулярных парков не признавали его красоты. Позднее У. Тернер рисовал эти виды, созданные Брауном, восхищаясь и превознося их.

Браун заставил впервые отнестись к ландшафтной архитектуре серьезно, как к отдельному виду искусства, т.к. он был великий «стилист» и обладал прекрасным вкусом. Он не любил величественные, пафосные античные ландшафты, он предпочитал им мягкую, нежную природу тихую сельскую английскую жизнь, восхищался извилистыми и гладкими, текучими линиями. Извилистые линии не настолько идеальны как круг или квадрат, но более благородны, чем случайные узоры и неровные изломы, характерные диким лесам и горам.

Ещё при жизни его провозгласили в культурных кругах гением и законодателем мод, а его работы считались истинно «английскими» и «естественными» по всей Европе. И его творчество по праву можно назвать стандартом и фундаментом всей английской парковой архитектуры.

Picturesque Style (живописный стиль)

В конце XVIII века очень популярным становиться С. Роза, а так же природа Альп и вообще дикая природа. В 1790-е годы вкусы снова изменились и линеарность «извилистого» стиля сменила любовь ко всему «дикому», «скалистому», «лесистому». Стали сажать разнообразные растения из других стран. Во многом это связанно с путешествиями и впечатлениями от других стран, особенно от тех, которые находятся в Альпах.

Интерес к дикой природе в садово-парковой архитектуре появился благодаря деятельности У. Гилпина, который написал книгу «Picturesque Toure» в 1782-1809 годах. В ней описывалось путешествие английского аристократа в Альпах, который испытывает благоговейный страх перед дикой природой. Особое внимание уделяется описанию устрашающего очарования «мятежных природных сил».

Гладкость и мягкость сменяются «дикостью» и экспрессией. Ориентирами для нового стиля стали картины таких художников как С. Роза и К. Лоррен. «Надо смотреть на объекты глазами художника…» – писал Ю. Прайс. Он был одним из первых, кто выдвинул идею о создании «диких романтических садов». Основными принципами таких парков были: разнообразие, сложность и запутанность, суровость и мрачность. Произошел и отказ от искусственных аллей и мощеных дорожек, подстриженных по шаблону кустов и деревьев, регулярной разбивки, прямых углов и геометрических форм, от газонов и прудов, аккуратных лужаек и клумб. Нужны разнообразие и светотеневые эффекты, интересные ракурсы и хаотично посаженые деревья. Однако перед самой усадьбой, считали они, все должно быть аккуратно и четко.

В Downton Castle Прайс «раскидал» между дервьми огромные глыбы камня, что бы достичь романтического эффекта, схожего с картинами С. Розы и Маньяско. Куски скал просто валялись перед усадьбой лет 20-30. Таким образом, тотальная иррегулярность превратилась в основной принцип нового направления.

Еще один архитектор, работавший в этом направлении Лоудон. Он создал Ditchley Park, Harewood House, Barnbarrow и др. К сожалению, мало из его работ сохранились до наших дней, но время и природа создала в них те эффекты, которые Лоуден хотел создать средствами искусства.

Благодаря «живописному» стилю, как уже говорилось выше, в Англии стали сажать множество иностранных деревьев и цветов. Экзотические растения соседствовали с английскими и выглядели вполне гармонично.

Очень важно отметить, что все эти выше перечисленные люди были поэтами. Поэзия была неотъемлемой частью живописи и архитектуры, общее мировоззрение строилось, прежде всего, на поэзии.

Этот стиль наиболее радикальный уход от геометричности, правильности и регулярности. Это крайнее следствие идеи о том, что искусство должно имитировать природу как она есть, а не создавать парк искусственно, по четкому плану, и не менять уже существующие части ландшафта.

Landscape Style (Пейзажный стиль)

Это своего рода сумма всех предыдущих стилей. Это, безусловно, самый значительный стиль. Схема загородного поместья выглядит приблизительно так: первый план—«прекрасная» терраса, затем переход к «живописному парку», и, наконец, «величественный» задний план, открывающийся из парка—горы, море, река, вид на лесные дали.

Таким образом, «пейзажный стиль» вобрал в себя элементы всех других вышеперечисленных стилей. Терраса первого плана—от регулярного парка, дальние перспективы—от «лесного стиля», парковая зона «перехода» (средний план)—от «извилистого», а задний план—«живописный парк».

Первым, кто указал на то, что все эти эллементы можно уложить в одну логичную систему был У. Гилпин (в 1791 году). А Ю. Прайс, Р. Найт и Х. Ремптон создали пейзажный парк как единый ансамбль. Они вобрали в создание этих парков всю эстетику и культурные особенности XVIII века, (включая литературу). Они написали множество теоретических работ, которые стали фундаментом для культуры XIX века.

5. Литература, поэзия, философия зарождают новое понимание мира. Во Франции появляется теория Ж.Ж. Руссо о, так называемом «естественном человеке», когда «естественный человек—это ребенок, которому наведано борение страстей, чуждое норме природного существования»[4].

В Англии рождается культовый роман Л.Стерна «Сентиментальное путешествие», который становится определенным символом этой эпохи, которым зачитывается молодая аристократия, который волнует умы и души многих людей конца CUIII века. Естественно, что все эти идеи не могли не отразиться в искусстве.

Тема гармонии «естественного человека» и «естественной» окружающей природы, индивидуализация образа, человека как неотъемлемой части идеального мира охватила все сферы искусства.

Устоявшиеся каноны барокко пошатнулись, а «возвращение к природе», к простоте крепнет все более и более. Неизбежным становится отказ от искусственности, пышности, сложности, парадности и линейности, господствовавших в стилях к CUII- первой половине CUIII века.

Произошел отказ от французской модели регулярного парка, как проявления «искусственности». Почти везде эти парки переделываются в «английские», т.е. в пейзажные.

Соединение с природой, отказ от визуальной границы парка, насаждение в парках разного рода театрализованных под естественную природу элементов, руин и экзотических деревьев, переход к иррегулярности и живописности, ориентация на картину, а не на четкий план, воспитание романтических чувств в человеке при помощи литературы и изобразительного искусства, отказ от замкнутости и картезианства, переход на познание мира эмпирическим путем—вот основные черты нового парка.