В июне того же тысяча восемьсот тридцать четвертого года поэт сделал попытку вырваться – просил об отставке. Царь холодно согласился, но заявил, что в этом случае архивы для него будут закрыты. Пушкин не мог бросить работу. Скрепя сердце, он взял свою отставку обратно. Работать становилось все труднее. Однако поэт пишет много: роман " Дубровский ", "Пиковую даму", имевшую большой успех в свете; "Капитанскую дочку", стихотворения "Полководец", "Вновь я посетил"
… Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня…
Пушкинский журнал "Современник" был одним из лучших, через него поэт говорил с читателями, влиял на них, так как многие статьи для журнала писал сам. Но некоторые из его современников считали Пушкина "умолкнувшим", исписавшимся, пережившим свой талант. Познакомившись после смерти поэта с его творениями, поэт Баратынский с горечью писал: "Он только что созревал". Лишь некоторые близкие Пушкина знали неисчерпаемые его возможности.
Зная, как поэт оберегает свой дом, свою честь, светские враги избрали именно это для своих козней, стараясь уязвить его достоинство. С благословения клики придворных за Натальей Николаевной, его женой, блиставшей на балах и считавшейся самой романтичной красавицей Петербурга, стал настойчиво ухаживать самоуверенный и красивый француз Жорж Дантес. Он преследовал жену поэта мнимой любовью. По всему Петербургу поползли злые сплетни, пятнавшие имя Пушкина. Дуэль стала неизбежной. Они стрелялись двадцать седьмого января тысяча восемьсот тридцать седьмого года около пяти часов вечера за городом, на Черной речке. Пушкин был смертельно ранен. Двадцать девятого января поэт умер.
Современник Пушкина писатель Соллогуб говорил: "Он в лице Дантеса искал расправы со всем светским обществом". Друзья, не понимавшие поведения поэта перед дуэлью, не знавшие многих мучительных обстоятельств его жизни-травли, сплетни, после гибели Пушкина поняли, кого в нем потеряли они и Россия.
Опасаясь взрыва всеобщего негодования на похоронах, тайно, глубокой зимней ночью власти отправили тело поэта на Псковщину. Лишь одному Александру Тургеневу разрешили проводить Пушкина в этот последний путь.
С этого зимнего пути и началось пушкинское бессмертие.
Одной из замечательных особенностей литературного дела Пушкина является исключительное разнообразие и разносторонность его творчества, широчайший охват им всех возможных родов, видов, форм национального искусства слова, величайшим создателем он у нас и стал.
Пушкин был велик не только своими стихами и прозой, но и драмами. За свою жизнь он написал их семь, две из них остались недоконченными: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Русалка" и др.
Предельно созрел поэт, развернулся во всю свою мощь гений его в таком капитальном творении, как трагедия народная "Борис Годунов".
Сам Пушкин по праву назвал ее своим подвигом. "Борис Годунов" является первым законченным драматическим произведением поэта. Она писалась Пушкиным во время его ссылки в село Михайловское и была начата им в декабре тысяча восемьсот двадцать четвертого года и закончена в ноябре тысяча восемьсот двадцать пятого года, за месяц до декабрьского восстания. Пушкин вспомнил: "Писанное мною в строгом уединении, в дали охлаждающего света трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутренние убеждение, что мною употреблены были все усилия, на конец одобрения малого числа людей избранных".
Основной замысел "Борис Годунов" – первой русской реалистической трагедией – был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, - вопрос о самодержавии и крепостном праве, и главным образом – об участии самого народа в борьбе за свое освобождение.
Декабристы, как известно, в своих планах отводили народу пассивную роль, боялись его революционных выступлений.
Пушкин же нашел в истории момент, ситуацию, где вопрос участия народа разрешался самой жизнью и показал во всей верностью действительности, как развиваются события, и какие силы действуют при этом. Поэт взял нужный ему материал в только что вышедших десятом и одиннадцатом томах "Истории государства Российского" Карамзина. Там описывались события "смутного времени" – широкое народное восстание против реформ царя Бориса Годунова, который утвердил крепостное право в России (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин). Восстание, приведшее к свержению с престола царя Феодора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер не задолго до этого). Время царствования Бориса Годунова, введение крепостного права, и народное возмездие за это, показалось Пушкину в высшей степени подходящим сюжетом для политической трагедии на современную тему.
Вывод, который делал поэт на основании изучения народных движений прошлого, был современно определенный, - главную решающую роль в них играет сам народ – его настроение, его активность, его способность к борьбе за свои права.
Свержение династии Годуновых решено было не интригами бояр, и ненавидевших Бориса, не участием польских отрядов, не успехами или неудачами тех или иных полководцев, а "мнением народным", настроением народа, стихийно поднявшегося на своего угнетателя – царя Бориса. Эту главную идею трагедии и стремился донести до читателя Пушкин. Свою задачу поэт видел в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную ческую действительность.
В «Борисе Годунове» Пушкин показал длительный процесс развития общества, настроения народа – от политической пассивности в начале:
Собором положили
В последний раз отведать силу просьбы
Над скорбною правителя душой.
Заутра вновь святейший патриарх,
В Кремле отпев торжественно молебен,
Предшествуем хоругвями святыми,
С иконами Владимирской, Донской,
Воздвижется; а с ним синклит, бояре,
Да сонм дворян, да выборные люди
И весь народ московский православный,
Мы все пойдем молить царицу вновь,
Да сжалится над сирою Москвою
И на венец благословит Бориса.
Идите же вы с богом по домам,
Молитеся – да взыдет к небесам
Усердная молитва православных…
до народного бунта на Красной площади в конце трагедии:
Вязать! топить!
Да здравствует Димитрий!
Да гибнен род Бориса Годунова!
Не судьба отдельных двух-трех героев развивается в трагедии Пушкина, а судьба, взаимоотношения, борьба больших общественных и национальных групп – бояре, дворяне, духовенство, простой народ, польские аристократы и так далее.
Начало пьесы изображает Москву тысяча пятьсот девяносто восьмого года. Только что умер царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна IV (Грозного), не оставив наследника. Царь Феодор Иоаннович (годы царствования с 1584 г. по 1598 г.) был болезненным человеком, фактически власть принадлежала его шурину – боярину Борису Годунову.
Еще в царствование Иоанна IV (Грозного) резко обострилась борьба между царем и князьями. Когда-то независимые, а ныне ставшие слугами «подручниками» великого князя Московского, они пытались частично вернуть свою самостоятельность, утраченную еще во время царствования деда Грозного – царя Иоанна III, который объединил русские земли вокруг Москвы, при котором Русь окончательно освободилась от татарского ига.
Ожесточенностью этой борьбы объясняются казни и опалы в царствовании Иоанна IV.
Среди государственных мероприятий Иоанна IV в борьбе с феодалами наибольшую их ненависть вызывала так называемая «опричнина», то есть выделение большей и самой лучшей земли государства в особое личное владение. Остальная территория страны называлась «земщиной». Ее облагали тяжкими налогами на содержание опричнины. По указу царя сформировалось опричное войско из верных ему людей. Опричники собирали налоги, им поручалась так же борьба и расправа с врагами царя. На опричников Иоанн IV опирался, они были его сотрапезниками в пирах; с ними он молился. В последние годы царствования Иоанна IV возвысился молодой, умный и энергичный Борис Годунов, а после его смерти его наследник царь Феодор тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, и государством управлял единолично Борис Годунов, получивший титул «правителя».
В своей государственной политике Годунов, сокрушивший попытки родовых князей снова поднять голову и заточивший в тюрьму их крупнейшего представителя полководца князя И.П. Шуйского, продолжал дело Иоанна IV, укрепляя могущество самодержавного русского государства, поддерживая всячески мелкое дворянство, мелких помещиков, заводя торговые и культурные связи с западноевропейскими странами. Именно в царствование Федора было окончательно юридически закреплено крепостное право, крестьянам было под страхом жестоких наказаний запрещено переходить от одного помещика к другому, они оказались раз и навсегда «прикрепленными к земле» и становились с этой землей собственностью помещика. Процесс постепенного закрепощения крестьян начался давно, но до этого времени у крестьян еще оставалось право однажды в год, осенью, в течение нескольких дней около дня памяти святого Георгия (Юрьев день), переходить от одного помещика к другому. Теперь же это право, этот Юрьев день, был уничтожен. Это было сделано в пользу средних, небогатых дворян, которых более сильные, богатые бояре уже не могли сманивать крестьян. Народ же при этом оказался в окончательном рабстве:
Вот - Юрьев день задумал уничтожить.
Не властны мы в поместиях своих.