Не смей согнать ленивца! Рад не рад,
Корми его; не смей переманить
Работника! – Не то, в Приказ холопий.
Святителей, бояр и патриарха.
Они пред ним напрасно пали ниц;
Его страшит сияние престола.
………………………………….
Что слышно?..
Все еще
Упрямится; однако есть надежда.
……………………………………
Венец за ним! он царь! он согласился!
Борис – наш царь! да здравствует Борис!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы - …
Я выстроил им новые жилища…
Борис продолжал укреплять связи с Западной Европой, обручив свою дочь Ксению с датским принцем; посылал молодых людей за границу для обучения, приглашал на службу иностранных специалистов по военному делу.
Но Годунова преследовали неудачи. В его царствование случился неурожай и страшный голод; в Москве вспыхнул громадный пожар, который уничтожил часть города и лишил крова множество людей. Датский принц, жених Ксении Годуновой, неожиданно умер. Народ, замученный крепостным правом, виновником которого считал Бориса, копил против него глубокое недовольство, которое раздувалось тайными агентами бояр и князей:
Конечно, царь; сильна твоя держава,
Ты милостью, раденьем и щедротой
Усыновил сердца своих рабов.
Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.
Польско-Литовское государство, постоянно враждовавшее с Москвой, интриговало против правительства Бориса Годунова и заводило тайные сношения с оппозиционным боярством:
…Ты кто?
Казак. К тебе я с Дона послан
От вольных войск, от храбрых атаманов,
От казаков верховых и низовых,
Узреть твои царевы ясны очи
И кланяться тебе их головами.
……………………………………………
Когда Борис хитрить не перестанет,
Давай народ искусно волновать,
Пускай они оставят Годунова.
Своих князей у них довольно, пусть
Себе в цари любого изберут.
В последние годы своего царствования Борис Годунов резко усилил репрессии, высылал и сажал в тюрьмы представителей оппозиционных семейств (Романовых, Сицких, Шестуновых и других), окружил бояр шпионами, ввел особую молитву о здоровье царя, которую было обязательно читать за каждым обедом:
Царю небес, везде и присно сущий,
Своих рабов молению внемли;
Помолимся о нашем государе,
Об избранном тобой, благочестивом.
Всех христиан царе самодержавном.
Храни его в палатах, в поле ратном,
И на путях, и на одре ночлега.
Подай ему победу на враги,
Да славится он от моря до моря.
Да здравием цветет его семья,
Да осенят его драгие ветви
Весь мир земной – а к нам, своим рабам,
Да будет он, как прежде, благодатен,
И милостив и долготерпелив.
Недовольство бояр, князей, простого народа не утихало. Оно разгорелось, когда в Польше появился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося от годуновских убийц – царевича Димитрия. Так как у сына Иоанна VI – Феодора, не было детей, вступить после него на престол должен был его младший брат Димитрий, который находился в юном возрасте. Борис Годунов боясь соперничества, добился удаления царевича с матерью из Москвы в Углич. Вскоре маленький Димитрий внезапно умер. В результате расследования, которым руководил тайный враг Бориса князь Василий Шуйский, народу было объявлено, что царевич сам зарезался в припадке «падучей», хотя все показывало на злоумышленное убийство людьми Годунова:
Я в Углич послан был
Исследовать на месте это дело:
Весь город был свидетель злодеянья;
Все граждане согласно показали;
И, возвратясь, я мог единым словом
Изобличить сокрытого злодея.
………………………………………..
Он, признаюсь, тогда меня смутил
Спокойствием, бесстыдностью нежданной,
Он мне в глаза смотрел, как будто правый:
Расспрашивал, в подробности входил –
И перед ним я повторил нелепость,
Которую мне сам он нашептал.
И теперь кто был на самом деле человек, откуда он взялся, кем был выдвинут – до сих пор не выяснено. Правительство Годунова объявило, что это бежавший из московского Чудова монастыря монах Григорий Отрепьев:
«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянный Гришка, к границе литовской…»
В Польше Самозванец получил поддержку короля, дворянства и духовенства. Самозванец стал собирать войско для войны с Борисом Годуновым:
Да слышно, он умен, приветлив, ловок,
По нраву всем. Московских беглецов
Обворожил. Латинские попы
С ним заодно. Король его ласкает
И, говорят, помогу обещал.
За «отнятый» у него престол.
Кроме польского войска, к Самозванцу стали стекаться из России все недовольные режимом Годунова – и отдельные лица, и целые группы, вроде запорожских казаков, которым он пообещал свободу:
Я знал донцов. Не сомневался видеть
В своих рядах казачьи бунчуки.
Благодарим Донское наше войско.
Мы ведаем, что ныне казаки
Неправедно притеснены, гонимы;
Но если бог поможет нам вступить
На трон отцов, то мы по старине
Пожалуем наш верный вольный Дон.
Началась война, в которой царские войска не хотели сражаться против Самозванца, и народ поддерживал его – главным образом потому, что рассчитывал на отмену крепостного права, восстановление Юрьево дня:
Московские граждане!
Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестокого пришельца:
Опалу, казнь, бесчестие, налоги,
И труд, и глад – все испытали вы.
Димитрий же вас жаловать намерен,
Бояр, дворян, людей приказных, ратных,
Гостей, купцов – и весь честной народ…
Московские бояре, тайно сочувствовавшие Самозванцу, перешли на его сторону – так ненавистно им было правление Бориса Годунова:
Басманов сам с раскаяньем усердным
Свои полки привел ему к присяге.
Димитрий к вам идет с любовью, с миром…
Скоропостижная смерть царя Бориса во время этих событий ускорила развязку:
Все кончено – глаза мои темнеют,
Я чувствую могильный хлад…
Я царь еще: внемлите вы, бояре:
Се тот, кому приказываю царство;
Целуйте крест Феодору…
Друзья мои… при гробе вас молю
Ему служить усердием и правдой!
Он так еще и млад и непорочен…
Вступивший на престол юноша Феодор, сын Годунова, не имел никакой поддержки. Его главный полководец Басманов перешел со всем войском на сторону приближавшегося к Москве Самозванца, народ, который почувствовал в нем спасителя своего, так же поднялся против Феодора:
Народ, народ! в кремль! в царские палаты!
Ступай! вязать Борисова щенка!
Вязать! топить! да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!
Бояре Голицын, Мосальский и другие в угоду Дмитрия убили и Феодора, и мать его, вдову Бориса Годунова:
Народ! Мария Годунова и сын Феодор
Отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
Нетрудно сказать, кто главный герой трагедии «Борис Годунов». Ее главный герой – народ, который в конечном итоге и решает судьбу всех действующих лиц. Эту идею прямо выражает приближенный Самозванца Гаврила Пушкин в разговоре с Басмановым:
Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только села грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют,
А русские… да что и говорить…
Перед тобой не стану я лукавить;
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,